Начавшаяся 22 июня 1941 г. война, изменила жизнь городов всей страны, прервала процесс становления архитектуры Москвы. Если в 30-е годы развивалась многообразная выразительная архитектура, то в послевоенные годы многое изменилось. С первых дней войны архитекторы с оружием в руках боролись с врагом, участвовали в военном строительстве, проводили большие маскировочные работы. Руководили маскировочными работами в столице К. Алабян, Д. Чечулин, Б Иофан, С. Чернышев и другие архитекторы. В Москве было объявлено военное положение, ночью город погружался в полную темноту. Во время налета вражеской авиации сгорели Книжная палата в доме князя Гагарина на улице Чайковского, здание Театра имени Вахтангова на Арбате, поврежден Большой театр. Во время Смоленского сражения, а позднее и в Московской зоне, москвичи с воинскими частями строили оборонительные рубежи. По окружной железной дороге, Садовому и Бульварному кольцу, были сооружены противотанковые рвы, эскарпы, линии надолб, десятки тысяч огневых точек и дотов. На долю архитекторов Ленинграда, выпала тяжелая работа в условиях блокады. Архитекторы Н. Баранов, Л. Ильин, В. Каменский А. Никольский, Б. Рубаненко, И. Фомин, Л. Руднев и представители художественной интеллигенции города занимались военно-агитационным оформлением улиц, делали плакаты, думали, как восстанавливать город после.
В 1942 г. объявили конкурс проектов памяти героям и событиям ВОВ.
Фашистская тактика «выжженной земли» превратила в руины 1710 городов, тысячи деревень. Почти полностью были разрушены Сталинград, Минск, Севастополь; тяжелейшим разрушениям подверглись Ленинград, Новгород, Киев, Новороссийск, Харьков, Ростов-на-Дону и многие другие города. Сознательное уничтожение памятников национальной истории и культуры, цинично утверждалось в фашистских приказах: «Никакие исторические и художественные ценности на Востоке не имеют значения». Так фашисты хотели уничтожить национальное самосознание народа. Пострадали архитектурные ценности в пригородах Москвы и Ленинграда – Петродворце, Павловске, Пушкине, Гатчине, уникальная архитектура Новгорода, Пскова, Киева.
В 1942 году была учреждена комиссия по охране памятников во главе с академиком И. Э. Грабарем, вскоре комиссия обследовала архитектуру г. Калинина, Калуги, Истры, Торжка, Старицы, Боровска, Волоколамска. В том же году А. Щусев выполнил проект реставрационно-восстановительных работ по Новоиерусалимскому монастырю в Истре. Основные работы по восстановлению и реставрации памятников архитектуры развернулись, естественно, в послевоенные годы.
С первых месяцев войны началась невиданная эпопея перемещения рабочих, заводов, фабрик из областей оккупации на восток, в тыл, что потребовало мощного и срочного строительства в этих районах страны. В 1941 г. приняты постановления « О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени» И «О строительстве для эвакуированного населения». Архитекторы внесли значительный вклад в развитие производства на Востоке. Необходимость быстрого производства вынуждала к упрощенным временным решениям. Однако к концу 1942 г. стала очевидной важность перебазирования производства в восточные районы для обороны и разгрома врага.
Несмотря на тяжесть войны, культура страны выстояла. При всей трудности положения было сохранено ядро сотрудников Академии архитектуры, перед которыми была поставлена задача подготовки научных нормативных и архитектурных основ будущего восстановительного строительства. В институтах Академии архитектуры, архитекторами Г. Гольцом, Зальцманом, Мордвиновым, Блохиным, Симоновым, А. Ольем, Е. Левинсоном создавались типовые проекты городского и сельского жилья. Г. Кузнецов и А. Зальцман разработали модули жилища. А Н. Былинкин, Б. Улинич и В. Кусаков – его типологию.
Поселки рабочих, например г. Гурьева в Казахстане, на берегу Урала. На этой стройке применялись новые типы конструкций из местных материалов. В архитектуре использовались мотивы народного жилища. Архитектура соразмерна человеку, открытые лестницы характерные для юга, навесы, деревянный ордер, полихромная роспись в контрасте с белыми гипсовыми стенами. Следует подчеркнуть ансамблевость и комплексность данного строительства.
В Ленинграде в 1944 году была снята блокада. И сразу после освобождения территории от врага, началось строительство жилых домов на Суворовском проспекте, у Охтинского моста, около Финляндского вокзала.
Для руководства всей архитектурной деятельностью в стране и огромными работами по восстановлению городов в сентябре 1943 г. был организован Архитектурный комитет. Это был первый в истории всесоюзный Комитет, ведавший непосредственно архитектурой. К председателю Комитета А. Г. Мордвинову 14 октября 43-го года с открытым письмом обратился Председатель Президиума Верховного совета М. И. Калинин, поставив задачи для архитекторов: «…Сейчас архитекторам представляется редкий случай, когда архитектурные замыслы огромных масштабов будут претворятся в реальность… Новое строительство дает возможности для создания городов с большими художественными ансамблями и глубоко продуманными жилыми постройками, отвечающими современным требованиям… В основу строительства домов должен быть положен принцип удобства для живущих в них, чтобы эти дома были хороши не только снаружи, но и внутри удобны для жилья, а общественные здания – практически пригодны для предназначенных целей». В письме были и принципиально важные предупреждения: «…Строительство должно быть целеустремленным, красивым, радующим глаз, не вычурным и не претенциозным». Но это предупреждение не учли в должной мере. Вместе с реалистическим подходом к решению задач в строительстве жилья, развивались тенденции предвоенных лет: монументальные архитектурные формы, архаическая стилизация и декоративность. Всеобщее обращение к классическому и национальному наследию в архитектуре было связано с возрождение интереса к национальной истории, героическому прошлому народа, к великим предкам. Восстановление воинских званий, учреждение орденов Александра Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова – это отражение всеобщего патриотического порыва. Тенденция историзма отразилась во всех видах искусства в военные и послевоенные годы. А в архитектуре она нашла наиболее благоприятную почву, которая еще до войны была подготовлена освоением исторического наследия зодчества.
Как развивалась Москва в годы войны.
Конечно, война затормозила реконструкцию Москвы, но созидательная деятельность продолжалась. Предприятия, научные и культурные учреждения были эвакуированы. Но после контрнаступления советских войск в декабре 1941г. и поражения фашистов, уже в 1942 г. предприятия реэвакуировались. В 1941 – 1945 гг. капитальные вложения шли на устройство новых линий троллейбуса и трамвая, метрополитена – Горьковская линия, на Арбатско-Покровском радиусе введен участок от Курского вокзала до Измайлова.
Третья очередь метро, станции с использованием скульптуры и мозаики – образы труда и славы военных лет.
Станция «Автозаводская» сооружена по проекту архитектора Алексея Николаевича Душкина. Её плоское покрытие поддерживают легкие, стройные колонны, облицованные мрамором (как и станция «Дворец Советов», но без органичной связи архитектуры и освещения). Мозаичные панно на путевых стенках выполнили художники В. Бородиченко, Ф. Лехт.
Станция метро «Кропоткинская» была открыта 15 мая 1935 года. Вплоть до 1957 года станция называлась "Дворец Советов". Макет станции получал призы на международных выставках.
Во время войны построена и станция «Электрозаводская», с массивными мраморными пилонами на фоне красного мрамора путевых стен, источниками света в кессонах белого свода, – в единстве пластической формы и искусственного освещения. Горельефы верхней части пилонов Г. Мотовилова, между так называемыми «триглифами дорического фриза» - неудачны, вялы, чужды эмоциональной, сильной, целеустремленной архитектуре.
Посмотрите на станцию «Измайловская», архитектора Б. Виленского, и скульпторов М. Манизера, Г. Мотовилова. Крупный размер определялся расположением в месте, где еще до войны начали стоить стадион и наметили развитие парка. Для большего потока людей имеется дополнительный, третий путь. Выглядит станция просторно, благодаря своим простым формам плоского покрытия на двух рядах мощных столбов. Живопись и скульптура здесь - на тему партизанского движения.
А летом 1944 г. уже началось жилищное строительство, вначале малоэтажное, небольшими кварталами. В 1946г. архитекторы А. Арефьев, М. Лисициан, Г. Малян, построили двух-трехэтажные дома с высокими щипцами крутых кровель на Перовом поле. Тот же коллектив во главе с Жолтовским проектировал квартал в Измайлове на Первомайской улице около парка. Домики на несколько квартир в сравнении с крупным жил массивом, выпадали из масштаба новой Москвы. Поэтому архитекторы как бы переносили их в другую плоскость бытия, придавали им гротескный, театрализованный вид. Высокие щипцы, эркеры-башенки, каменные ограды, нарочито крупные детали, камерная интимность. Такая пряничная сказочность, в качестве компенсации мелкой застройки. А более комфортабельные и лучше построенные дома на Хорошевском шоссе пришлось перестраивать, потому что для Москвы застройка таких территорий домами в два-три этажа слишком расточительна.
Послевоенное восстановление градостроительства.
После войны размах созидательного развития страны был огромен. Восстанавливалась города и промышленность, обводнялись засушливые районы – Волго-Донской и Северо-Крымский каналы, планировались электростанции на Волге. Строительство Ангарского каскада, гидростанции на р. Оби влекло за собой реконструкцию городов, сёл, массовое строительство.
Восстановление разрушенных городов – героический момент в истории архитектуры. В конце войны уже начали составлять генпланы разрушенных городов. При Академии архитектуры под руководством архитекторов К. Алабяна, В. Веснина, М. Гинсбурга, Г. Гольца, Л. Руднева, Семенова были созданы архитектурные мастерские. Такие же мастерские были созданы при Госкомитете, к руководству которых привлечены ведущие архитекторы В. Гельфрейх, А. Щусев. Проектные организации развернули работы по планировке и застройке городов Украины, Грузии, Армении, Белоруссии, Азербайджана и в республиках Средней Азии. Размах восстановления нарастал вместе с наступлением наших войск. Страна побеждала и строила!
Над генпланами и проектами застройки центров городов работали лучшие архитекторы с коллегами: К. Алабян (Сталинград), Н. Баранов (Ленинград, Псков), А. Буров (Ялта), А. Власов (Киев), Б. Иофан (Новороссийск), В. Гельфрейх (Орел), Г. Гольц (Смоленск), Н. Колли (Калинин), И. Николаев (Великие Луки), Г. Бархин и Л. Поляков (Севастополь), Л. Руднев (Воронеж), М. Парусенков (Брянск), В. Семенов (Ростов-на-Дону), И. Соболев (Краснодар), А. Щусев (Новгород).
Особенно сложно было восстановление Сталинграда. После переломной битвы город лежал в руинах. Генплан разработал К. Алабян с главным архитектором города В. Симбицевым, а также с Н. Поляковым, Д. Соболевым, А. Пожарским, В.Бутягиным. Уточнение генплана, в связи с новыми градообразующими факторами – Волго-Донской канал и Волжский ГЭС, предусматривали раскрытие города на Волгу, от которой он раньше был отрезан железнодорожными путями, сладами и водозаборными предприятиями. Автономные в прошлом районы объединились проспектом Ленина. Создался выраженный центр города. Неудобные для застройки откосы Волги и холмы озеленили. Зеленые массивы связали с рекой магистрали, и создавали защитные зоны парков и садов, отделяющие промышленность от жилья. Разделенная зеленью огромна территория города, стала масштабной, соразмерной человеку. Сложный рельеф послужил основой многоярусной композиции набережной. Генеральный план Сталинграда заложил широкое ансамблевое строительство. Индивидуальный по характеру архитектуры центр, предусматривался в каждом районе. Сформировалась линейная композиция города.
Центр Сталинграда имел идеологическое значение. В проектировании площадей играли роль конкурсный проект Г. Гольца – выразительное раскрытие центра на реку, а также проект площади Борцов и аллеи Героев, торжественная лестница с пропилеями на берегу Волги В. Симбирцева.
Город-герой Севастополь поднимал из руин маэстро Григорий Борисович Бархин, заложив в основу генплана раскрытие к морю центра города. С помощью своих выразительных ансамблей, Григорий Борисович увековечил героическую оборону города. А кольцевой магистралью он органично объединил разделенные бухтами части города. Талантливый архитектор упорядочил промышленные зоны территории. Более детальную проработку генплана осуществил Л. Поляков.
Мастодонт архитектуры Алексей Викторович Щусев руководил разработкой генплана Новгорода. Алексей Викторович предусмотрел новую застройку в сочетании с памятниками старины. Восстановление было запланировано и в Пскове, где работал Николай Варфоломеевич Баранов. Калининградом занимался Николай Колли, а Смоленском Георгий Павлович Гольц.
Владимир Николаевич Семенов реконструировал Ростов-на Дону. Автор генерального плана убрал хаотичную застройку, освободил набережную – разбив зеленый партер, и соединил путепроводом железнодорожный с центральным районом. В основе генплана – пересечение проспекта Энгельса и Ворошилова. Первый проспект соединяет площади: Горького с драмтеатром, Кирова с университетом, библиотекой и музеем, площадь Дома Советов, площадь городского сада с оперным театром. А второй соединяет город с площадью Дома Советов. Владимир Николаевич гениально придумал повернуть город к реке, а Ян Ребайн и Валентин Николаевич Разумовский завершили эту идею своей прекрасной набережной!
Восстановление Минска в корне преобразовало город. Идею планировки в 44-45 годах разработали А. Щусев, Н. Колли, А. Мордвинов, Б. Рубаненко, В. Семенов, В. Бабуров, И.Лангбард. Проспект Ленина объединял площади города, позже к главной оси добавилась поперечная магистраль – Могилевское шоссе и две улицы, и кольцевыми магистралями. С помощью запруд реки Свислочь, создали озеро в 30 га, вокруг которого разбили парк, что улучшило микроклимат города.
Идея всемирно-исторической победы над фашизмом представлена в центре Киева, - был создан буквально новый Крещатик. В конкурсе на проект застройки Крещатика участвовали многие, включая Каро Алабяна, А. Власова, М. Парусникова, И. Фомина, Е. Левинсона, все стремились сохранить историческую композицию и использовать особенности рельефа. Александр Власов – главный архитектор Киева применил приём раскрытия сплошной застройки улиц Софийской стороны на крутой противоположный склон, где между отдельными объёмами зданий предусматривались большие зеленые разрывы. Романтичный образ архитектуры предложил знаток классики и тонкий художник Георгий Павлович Гольц. Художественные искания в разных стилевых направлениях в ходе конкурса повлияли на окончательный проект 1949 года Александра Васильевича Власова, А. Добровольского, В. Елизарова, А. Заварова и А. Малиновского. Широкая парадная улица – коридор, в несколько уровней, играет роль форума, объединяет площади с рельефом Липок, Софийский собор, историческую и новую застройку. Удачная реконструкция Крещатика с декоративностью отдельных зданий относится к послевоенному градостроительству.
Разрастались города Крайнего Севера – Воркута и Норильск, возникшие во время войны. Многоэтажная застройка и приемы планировки сложились в ходе научной работы по обобщению строительства Ленинградского филиала Академии архитектуры и проектных организаций Норильска.
Ангарск – город, рождённый победой!
В 50 км от Иркутска в междуречье ангары и притоке Китоя расположился Ангарск – новый город Сибири. Строительство началось в 49 году, по проекту генплана, составленному Ленинградскими проектировщиками. В основе генплана две перпендикулярные магистрали с площадью в центре. Архитектура города в стиле неоклассицизма представляла законченную композицию с удобной для жизни планировкой. Но с появлением электростанций, и резким ростом числа жителей градостроительная планировка противоречила потребностям населения. Чтобы избежать дублирования водозаборов, очистных сооружений, инженерных и транспортных сетей – появилась необходимость в научных обоснованиях для развития городов. Наука градостроительства в то время была однобока. Некритичное и пассивное отношение к традициям привело к потерям в экономике, и внесло черты архаики и эклектики в художественный облик городов.
Послевоенный Ленинград.
Размывалась связь материального и идеального в развитии Ленинграда в конце войны. Новый генплан создан Николаем Варфоломеевичем Барановым и Александром Ивановичем Наумовым, они вывели исторический центр по Неве к морю, развивали жилые районы, предусмотрительно расширили сады и парки, предложили выход к морю на севере и юго-западе города. Архитекторы заложили парки вокруг Петропавловской крепости, на Московском проспекте и Приморский парк Победы на Крестовском острове. Авторы Кирхоглани и Катонин добавили Московскому парку Победы карьеры с водой бывшего кирпичного завода.
Развернулось строительство метро: семь станций трассы из Кировского района в центр, в образно-художественной идее победы.
Монументальная скульптура на тему победы имела великий смысл в городе. Белопольский и Вучетич развили тему в своем мемориале войны на берегу Шпрее в восточной части Берлина в Трептов-парке. Эту же тему развили А. Васильев, Е. Левинсон, В. Исаева, Р. Таурит в мемориальном комплексе Ленинграда на Пискаревском кладбище.
Итоги реставрации и восстановления архитектуры всего одного десятилетия после войны можно видеть в Ленинграде, Новгороде – храм Спаса на Нередице с фресками 13 века, Пскове, Киеве, Чернигове, Риге, Смоленске. Созданы научные и реставрационные мастерские, архитектурно-художественные училища в Ленинграде и Москве, где готовили мастеров лепнины, дерева, позолоты. В Ленинграде к концу войны восстановили все штучные объекты, а после войны и ансамбли. Сохранилась историческая структура города, совершенствовалась транспортными сетями. Но художественный образ часто отходил от функции новых технических возможностей. Город жил отдельно от архаичного плана. В то время этим вопросом занимались все архитекторы страны. Прекрасная связь выразительной архитектуры и техники видна в промышленном строительстве. Все трудные послевоенные годы наполнены искусством и романтикой для вдохновения людей к новой жизни.
А. В. Иконников Архитектура Москвы XX век/Московский рабочий 1984
История советской архитектуры (1917-1954) под ред. Н.П. Былинкина и А.В. Рябушина/Москва Стройиздат 1985
https://anthrax-urbex.livejournal.com/32902.html