Почему дети ноют, истерят и не успокаиваются, когда им говоришь успокоиться?
В большинстве случаев поведение ребёнка, которое нас пугает, бесит или расстраивает, является не только нормальным, но и необходимым для его адекватного развития.
Ребёнку совершенно не подвластны его эмоции.
Он не то, что управлять ими не умеет, он их даже не осознаёт.
Он просто ощущает какие-то импульсы и сразу реактивно действует.
Правда в том, что он — незрел. И именно поэтому он ноет, истерит и пр. А не потому, что он истеричный, непослушный, ненормальный и хочет вывести вас из себя.
От ребёнка бесполезно, да и просто странно ждать адекватного выражения эмоций.
Родители ребёнку как раз даны для того, чтобы научить его жить в этом мире. В том числе чтобы научить адекватно выражать эмоции.
И с возрастом он потихоньку, ооооочень потихоньку будет учиться с ними обходиться.
Но научится он не в 5, не в 7 и даже не в 11 лет. А только когда станет взрослым, и только если ему помогли научиться.
Для того, чтобы адекватно выражать свои эмоции и чувства, ребёнку надо научиться:
⠀
• осознавать, что с ним происходит;
• тонко различать ощущения, чувства, эмоции, любые их проявления;
• называть их;
• понимать, какая потребность за ними стоит;
• удовлетворять её наиболее адекватными способами.
⠀
Вы только представьте, какая это работа.
⠀
А мы вместо того, чтобы помогать ребёнку всю эту работу проделать, требуем, чтобы он как-нибудь сам перестал ныть и истерить.
А вы знаете взрослых, которые не очень адекватно реагируют и выражают свои эмоции?
Мужчин, которые, когда их подрезают на дороге, начинают гнаться за "обидчиком", пытаясь что-то доказать и выплеснуть свой гнев, рискуя жизнью и зачастую не только своей?
Женщин, которые на небольшое замечание в их адрес реагируют истерикой?
Подчинённых, которые испытывают смертный ужас, если начальник делает выговор?
Людей, которые заводятся от малейшей реплики в их адрес?
Догадываетесь, почему они так реагируют?
Потому что их не научили адекватным образом обходиться с эмоциями тогда, когда должны были научить. Потому что когда детей этому не учат, они не получают важнейший опыт, благодаря которому происходит рост и развитие. Они застревают в том возрасте, когда их не научили. Они не знают, как можно по-другому. Они берут с собой в взрослую жизнь те шаблоны и способы реагирования, которые были доступны в том далёком детском возрасте.
Если мне не помогли в мои два года, или пять, или семь лет; если вместо этого мне просто запрещали истерить и ныть, грозя отвержением ("пока не успокоишься, я не буду с тобой разговаривать!"), то у меня не было шанса научиться иначе. И только такой способ реагирования (способ двухлетнего, пятилетнего, семилетнего ребёнка) доступен мне теперь и во взрослом возрасте, когда я испытываю любые негативные чувства.