Насколько тяжело работать дальнобойщиком? С какими опасностями сталкивается водитель в незнакомой стране? Часто ли обворовывают дальнобойщиков за границей? Дальнобойщик Артур Шмигельський рассказал о своем опыте и поделился советами, как обезопасить себя за границей и не только.
—Расскажите о своей профессии. Почему решили работать в сфере перевозок? С чего начинали?
История банальная — нужны были деньги. Профессия водителя всегда востребована в Европе: из-за сложности работы многие европейцы отказываются работать дальнобойщиком, а рынок постоянно растет. У меня был большой опыт вождения на автомобилях поменьше, долго не пришлось переучиваться, тем более, что сейчас много фирм обучают всему "с нуля". Трудоустройство всегда официальное, платятся все налоги, меньше шансов остаться обманутым. Плюс ко всему этому — возможность путешествовать.
Начинал с того, что отучился в автошколе, получил все необходимые категории, потом начал искать фирму, которая берет людей без опыта. Был выбор работать в Литве, Польше, Словении... Я остановился на Польше, так как ближе ехать до дома, легче с языком, плюс Польша — самая крупная из этих стран, там больше фирм, значит, легче найти работу. Начал искать в интернете: про все фирмы, которые берут новичков, обычно плохие отзывы. Но я пообщался с некоторыми людьми и все-таки выбрал хорошего работодателя.
Потом позвонил в отдел кадров, мне сообщили, какие нужны документы. Пришлось проходить курсы по перевозке опасных грузов, так как наличие АДР удостоверения (прим.: «European Agreement on Transport of Dangerous Goods on Road», это то же самое, что ДОПОГ, европейское соглашение о перевозке опасных грузов) было одним из требований компании. Затем фирма сделала приглашение на визу, я ее открыл и поехал проходить обучение на так называемый "код 95" (прим.: документ, подтверждающий профессиональную квалификацию, обязательный сертификат для водителя в Евросоюзе). После прошел медкомиссию и психолога, уехал домой ждать оформления всех бумаг для трудоустройства.
Через некоторое время поехал на оплачиваемую стажировку, получал за нее 30 евро в сутки. Она длилась чуть более двух месяцев: ездили в парном экипаже. После стажировки сдал экзамен по вождению, по знанию документов, оплате дорог. Получил автомобиль и поехал в рейс самостоятельно.
—Почему так много плохих отзывов на фирмы?
Из жизненного опыта знаю, что всем людям не угодил еще никто. А если серьезно, фирм с плохими отзывами множество: тут такая особенность, что чем больше фирма, тем больше на нее негативных отзывов. «Спасибо» говорят единицы, а злословить готовы все, кого что-то не устраивает. В больших фирмах работает много людей, постоянная текучка кадров. Они начинают набирать людей без опыта, а в свою очередь половина из этих людей не понимает, что это за работа, и не представляет связанных с ней тягот. Можно сказать, случайные люди. Я встречал и бывших врачей, и адвокатов, и учителей... Даже одного бывшего главу районной администрации и человека, который был послушником в монастыре.
—Интересно, как эти люди прошли свой путь, перейдя из одной сферы в противоположную, это же очень трудно. Но это вопрос, наверное, уже не к Вам. А с какими трудностями Вы сталкивались в дороге? Как их решали?
Опасности на дорогах подстерегают везде. У меня было много разных ситуаций, ведь когда ты едешь по незнакомой дороге, в незнакомой стране, без знания языка, без знания менталитета, законодательства, культурных особенностей и прочего, всегда будет тяжело. Есть несколько типов трудностей, и все они проявляются на разных этапах работы. Есть физические, есть психологические.
Для меня профессия водителя не была в новинку, мой водительский стаж был свыше 10 лет — занимался пассажирскими перевозками в Европу, водил такси, так что было проще, хотя учебы никогда мало не бывает.
Без знания языка очень сложно. Лично я знаю польский и немного английский, это здорово помогает. В Германии почти в каждой фирме есть либо русскоязычные, либо поляки. Во Франции тяжелее, но тут в логистике уже привыкли, что большинство водителей — иностранцы. В крайнем случае можно воспользоваться гугл-переводчиком.
Про трудности на самом деле можно написать целую книгу. Очень трудно, когда ты садишься за руль и едешь в первый самостоятельный рейс. Я был в диком ужасе первые две недели. Проблемы со всем! От заезда на фирму до похода в магазин. А ты уже ответственный за все. Если начинаешь слепо верить навигатору, он может отвести тебя на 30 километров ближе, но по такой дороге, где новичку надо будет ехать 2 часа. У меня такое было в первую неделю: заехал во Франции в деревню, а там крутой поворот в центре и все забито машинами. Выезжал полчаса, перекрыл всю дорогу.
—В фильмах очень любят пугать бандитами на дорогах. Которые говорят: "Давай свой груз, тогда не тронем". Не сталкивались с такими? Или с ворами, которые орудуют на стоянках?
Кстати, как лучше выбрать стоянку?
В Европе с кражами тоже больше проблемы. Воруют в основном топливо, товар, и пустые паллеты. Топливо часто воруют коллеги из Румынии, пустые паллеты — в Испании. Часто травят в кабине снотворным газом, потом кабины вскрывают и воруют документы, деньги, личные вещи. Лично меня так обокрали этим летом на юге Франции.
Ждал, когда мне пригонят прицеп, прилёг смотреть фильм, и через 2 часа меня разбудил коллега. Пропала сумка с документами: но, слава богу, документы воры выбрасывают. Я их нашел возле мусорного бака, но денег, конечно, не было. Полиция отказалась даже разговаривать со мной. Теперь документы прячу. На дверях установлены дополнительные замки, а еще двери можно связывать ремнями.
По стоянкам — это вообще отдельная тема... Сейчас с паркингами проблемы, так что особо выбирать не приходится: где есть место, там и паркуемся, особенно ночью и вечером. Но всегда рекомендую почитать о том или ином паркинге отзывы в Гугл-Мапс, очень помогает. Еще коллеги говорят, что на паркингах, где тусуются геи, спокойно. Они местные и немного отпугивают воров.
Сейчас я работаю в другой фирме, мне оплачивают платные паркинги, на них спокойнее. Да и есть из чего выбрать.
—Понятно, что в Испании проблемы с деревом, но все же зачем рисковать и красть паллеты?
Паллеты продают, они стоят около 5 евро за штуку. Они лежат не в прицепе, а в ящике под прицепом, в паллетниках, в среднем их там 33-36 штук. Это делается в открытую, в интернете есть много видео: тебе просто угрожают, и лучше поверить в их угрозы да сидеть в машине. В Испании среди белого дня могут приехать и начать перегружать паллеты себе в микроавтобус. Полиция реагирует, но это очень долгий процесс: мне, например, сказали приезжать в отделение и писать заявление, а это время. Время — ценный ресурс. Воры для того и выбрасывают документы, потому без паспорта невозможно уехать из страны, нужно обязательно обращаться в полицию. А так — я нашел документы и рад, что они есть. Все знают, что воры обычно выбрасывают их, так что сами ищут на паркингах, если случилась кража. Естественно, за 20-30 километров я не поеду в полицию писать заявление, что у меня пропала какая-то мелочь. Да и с тем же языком трудности. Даже такси вызвать — это проблема. Мы же не стоим в городах, обычно на магистралях.
Вот, допустим, мои документы валялись возле мусорки.
—А не было такого, чтобы воровали документы на груз?
Документы на груз не воруют, тут это не проблема. Не существует и проблемы кражи груза, у нас водители за это не отвечают. Но есть фирмы, которые дизель и паллеты “вешают” на водителей. Гражданам ЕС легче, они могут обратиться в полицию, а с нашего брата обычно вычитают все до копейки. Но опять же, смотря какая фирма и какие договоренности при оформлении на работу.
—Можно ли спугнуть вора?
Я бы не советовал никому пробовать их пугать. Это очень опасно, так как мы не имеем права даже газовый баллончик в кабинах держать. А еще тебя могут оштрафовать за то, что ты кого-то избил, даже если воруют.
Вдали от дома работать очень трудно. Благодарим Артура за ценную информацию и приятный разговор. Желаем ему удачи и безопасного пути!
Поставьте лайк, если статья была полезна для Вас.
✅ Подписывайтесь на Яндекс-Дзен для перевозчиков
✅ Читайте самые свежие новости на портале для перевозчиков - topsputnik.ru
✅ Смотрите видеоновости на Youtube-канале
✅ Подписывайтесь на Telegram-канал