Рубрика: #культурнаясреда
«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.
Прянишников Илларион Михайлович ( 1840 – 1894 ГГ.) родился в селе Тимашово Калужской Губернии.
Творчество художника занимает значимое место в истории русского изобразительного искусства 19 века.
Родители будущего художника принадлежали к купеческому сословию. Когда у Иллариона стали проявляться художественные способности родители благословили сына и он поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. Но тяжелое материальное положение, заставило начинающего художника меньше чем через год отказаться от учебы и устроиться работать в купеческую лавку. Лишь спустя несколько лет с помощью своего преподавателя Евгения Васильева, который сразу разглядел в Прянишникове большого художника, Илларион Михайлович вернулся в училище и продолжил обучался бесплатно.
Уже в первых работах художника прослеживался его особый стиль – способность реалистично передавать социально – психологические портреты его персонажей.
В 1865 году был удостоен большой серебряной медали за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве».
Художник работает над раскрытием темы «маленького человека». В основу его произведений, как в театре легли сюжеты пьес и рассказов А.П. Чехова, А.Н. Островского и Н.В. Гоголя.
Здорово удавались художнику и собирательные образы современников, наблюдать за которыми он не мог без улыбки и иронии и это дало возможность Прянишникову занять видное место среди художников – реалистов того периода.
В 1870 году Илларион Прянишников получает звание художника первой степени. Илларион Михайлович избрал основным сюжетом своих работ – крестьянский быт и жизнь простых людей. В его картинах можно подробно увидеть различные стороны и грани крестьянского быта – от праздников и развлечений до тяжелого, мучительного труда, что ярко изображено художником в картине – «Швея».
Художник был постоянным участником Товарищества Передвижных выставок, позже стал членом – учредителем этого общества. Его работы «Погорельцы» и «Порожняки» появились на первой передвижной выставке в 1871 году и сразу были признаны критиками значимыми в развитии искусства. Они стали новым этапом в творчестве художника.
Работа «Порожняки» была единогласно признана современниками новаторской и выкуплена коллекционером еще до начала выставки. Картина так сильно впечатлила Павла Третьякова, что заставила нарушить собственное правило, которое гласило, не иметь в своей коллекции повторов и копий работ, Третьяков заказал художнику повтор картины.
В более зрелых своих работах Прянишников нередко выбирает детей основными действующими персонажами. Прянишников вошел в историю живописи, как мастер работающий в «малом жанре» каждая его работа отражает яркую сцену из жизни низших слоев общества, в ранних работах художника преимущественно прослеживалась ирония и юмор, а в более поздних больше видна трагедия, но она не становится основой творчества, на протяжении всего своего творческого пути художник умело сочетает драму с сатирой.
Художник был постоянным участником Товарищества Передвижных выставок, позже стал членом – учредителем этого общества. Его работы появились на первой передвижной выставке и сразу были признаны критиками значимыми в развитии искусства.
С 1873 года Прянишников начал преподавательскую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и посвятил себя ей практически до конца дней. Среди его учеников были Архипов, Коровин, Богданов – Бельский. Художник участвовал в росписи Храма Христа – Спасителя.
Текст подготовлен Вероникой Эйдлин.
Другие публикации рубрики «Культурная среда»