Найти тему

Празднование Нового года и Рождества на территории Болотнинского района в 1917-1991 годах. Часть 3.

Новогодняя открытка, 1945 год
Новогодняя открытка, 1945 год

Празднование Нового года в 1936 году кремлевским руководством породило еще одну советскую новогоднюю традицию (вернее, возродило дореволюционную «городскую» традицию) – отмечать встречу Нового года бокалом шампанского.

28 июля 1936 года было принято специальное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве советского шампанского десертных и столовых вин «Массандра»», в результате чего появилась особая марка «Советское шампанское». Предусматривалось, что уже в 1936 году будет произведено 300 тысяч бутылок, в 1937 году – 500 тысяч бутылок, а к 1942 году объем производства шампанского должен будет составить 12 миллионов бутылок в год. 5 февраля 1937 года Совнарком СССР принял постановление «О расширении сырьевой базы для производства советского шампанского», в соответствии с которым закладывались новые виноградники, развитие которых в ближайшем будущем позволило бы увеличить производство шампанского почти в 60 раз.

В конце 1930-х годов цена 0, 75 литровой бутылки «Советского шампанского» составляла 17-20 рублей, в зависимости от того, было оно сухое, полусухое, полусладкое или сладкое. В то же время водка 40 градусов стоила 11 рублей 95 копеек за литр.

По воспоминаниям старожилов, до 1950-х годов шампанское в Болотном не было распространенным напитком. Новый год в 1930-х-1940-х годах болотнинцы встречали, как правило, разбавленными водой и подкрашенными желтоватым сиропом крепкими алкогольными напитками, которые в таком виде внешне имитировали шампанское, а то и привычным алкоголем. Однако, продолжительное застолье с дальнейшими возлияниями не приветствовалось: Новый год, несмотря на праздник, не был выходным днем, и с утра нужно было идти на работу.

Вместе с шампанским обязательным атрибутом Нового года в СССР стали мандарины из Грузии (абхазские и аджарские), которые поначалу были доступны только в Москве и в Ленинграде. Постепенно, благодаря разветленной сети торговых предприятий советской потребительской кооперации, ближе у 1940-м годам, мандарины стали появляться по всей стране, однако, продавались они поштучно и стоили дорого. В Болотное в конце 1930-х годов мандарины завозились в деревянных ящиках в отапливаемом вагоне именно под самый Новый год. Каждый фрукт был завернут в бумагу, мандарины лежали слоями в соломе. Маленькие по размерам мандарины стоили 25 копеек, средние – 45 копеек, большие – 65 копеек за штуку.

Средняя зарплата рабочих и служащих в конце 1930-х годов составляла 80-120 рублей.

В 1941 году началась Великая Отечественная война.

31 декабря 1941 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин впервые в истории СССР обратился с новогодним радиообращением ко всему советскому народу, длившимся 3 минуты 40 секунд: «Дорогие товарищи! Граждане Советского Союза! Рабочие и работницы! Колхозники и колхозницы! Советская интеллигенция! Бойцы, командиры и политработники Красной Армии и Военно-Морского флота! Партизаны и партизанки! Жители советских районов, временно захваченных немецко-фашистскими оккупантами! Разрешите поздравить вас с наступающим Новым годом!».

Тогда же появляются первые сведения о сборе новогодних подарков для солдат на фронте, которые продолжались ежегодно.

«Путь Ильича», номер от 27 декабря 1941 года, статья «Новогодние подарки красным воинам»: «…25 декабря сотрудники райисполкома, райфо, райзо, ветучастка, доротдела, райздрава и райторготдела сдали на почту коллективную посылку с новогодними подарками для бойцов Красной Армии…свыше 125 предметов-подарков…кисеты с махоркой, колбаса копченая, рыба копченая, одеколон, бритвенные приборы, полотенца, туалетное мыло, носовые платки и варежки…».

«Путь Ильича», номер от 22 декабря 1942 года, статья «Новогодние подарки красным воинам»: «…ежедневно поступают 45-50 посылок в адрес бойцов защитников родины…за 20 дней декабря трудящимися послано 1200 посылок. Это новогодние подарки защитникам Сталинграда».

Новогодние посылки на фронт собирали все: рабочие, служащие, колхозники, домохозяйки, школьники. Вместе с подарками писали бойцам письма с новогодними поздравлениями и пожеланиями побыстрее закончить войну в победой Берлине. Надо ли говорить, как воодушевляли и поднимали настроение солдат эти подарки и письма: от них веяло домом и домашним теплом и уютом, которые были так нужны в холодную новогоднюю ночь в окопах и землянках.

Интересно, что новогодние посылки своим семьям посылали домой и сами бойцы. По воспоминаниям ветеранов, на войне они сами старались скопить заранее сахар и конфеты, а позже, когда наладилось снабжение, то даже и шоколад, чтобы заранее перед праздником отправить хотя бы небольшой сверток своим детям, сестрам и братьям.

Несмотря на тяжелое военное время, Новый год продолжал отмечаться детьми и взрослыми в Болотном. Продолжали проводить елки, ставили представления. Каждый военный Новый год оставался памятным для воспитанников болотнинских детских садов и детских домов, учеников школ. Из воспоминаний школьников военной поры мы знаем о веселых карнавалах, концертах и, конечно, новогодних подарках, представлявших собой часто горсть леденцов, пару пряников, вперемешку с кусочками рафинада – доступных с начала войны только по скромной норме по продуктовым карточкам в магазине, и потому еще более желанными и праздничными.

В ночь с 31 декабря 1943 года на 1 января 1944 года на радио впервые было выпущено радиообращение руководителей страны с последующим исполнением нового Государственного гимна СССР ,которое позже станет ежегодной традицией.

В 1943 году произошла заметная коррекция политики советского государства в отношении Патриаршьей церкви, которой было отдано однозначное предпочтение перед обновленческой церковью. 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Собор Русской Православной церкви, первый после Собора 1917-1918 годов, на котором местоблюститель патриаршьего престола, пустовавшего с 1925 года после смерти патриарха Тихона, Сергий Старгородский был избран Патриархом Московским и всея Руси. Московская патриархия Русской Православной церкви была признана как единственная законная православная церковь в СССР. Учреждался Совет по делам Русской Православной церкви, который был призван осуществлять контроль над духовенством и быть посредником между Московской патриархией и государственной властью.

В 1943 году в Новосибирске, имевшем почти миллион жителей, действовала лишь одна не закрытая маленькая кладбищенская Успенская церковь на кладбище в Березовой роще (современный парк Березовая роща). В 1943 году для управления Новосибирской и Барнаульской епархиями в город прибыл митрополит Варфоломей – участник Собора Русской Православной церкви в сентябре 1943 года. В центре города власти вернули ему здание Вознесенской (Туруханской) церкви (ныне Вознесенский собор), использовавшейся с момента ее закрытия как склад, в апреле 1944 года в ней были возобновлены богослужения, в ней же в январе 1945 года было встречено Рождество верующими Новосибирска.

В это время на территории Болотнинского района уже были закрыты практически все православные церкви, верующие собирались частным порядком в домах друг у друга. Лишь в июле 1945 года православным верующим в Болотном дали разрешение на открытие молитвенного дома. Осенью 1945 года в Болотное прибыл назначенный митрополитом Варфоломеем священник Стефан Крылов, который оформил регистрацию православного прихода в Болотном и приступил к покупке помещения с земельным участком и переоборудованию его под церковь на улице 2-я Кондукторская, 7. С октября 1946 года новая Болотнинская православная Свято-Никольская церковь начала функционировать. В январе 1947 года в новом помещении церкви верующими впервые после закрытия церкви на ул. Московская было открыто отпраздновано Рождество.

Как и Новый год, Православное Рождество 7 января не являлось в это время выходным днем.

Евгений Терентьев

Подписывайтесь на канал!

Ставьте лайки!