1 подписчик

Понятие общения

Сравнительная характеристика межличностных и общественных отношений (в виде таблицы у себя в тетрадях) Содержание и уровень отношений человека с миром чрезвычайно многообразны. Человек, живущий в обществе, неизбежно вступает в различные социальные отношения в зависимости от того, к какому классу, национальности, группе он принадлежит.
Общение есть реализация всей системы отношений человека. Выделяют два ряда отношений - общественные и межличностные.
Общественные отношения — различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д.
Общественные отношения возникают между:
•	индивидами как частью социальной группы;
•	группами индивидов;
•	отдельными индивидами и группами индивидов.
В связи с этим, общественные отношения рассматривают на разных уровнях:
•	на уровне социальных общностей (отношения классовые, национальные, групповые и др.);
•	на уровне групп, занятых какой-либо деятельностью (производственные, учебные и др.);
•	на уровне взаимосвязей людей в группах.
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. Выделяют экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все они в совокупности и представляет собой систему общественных отношений.
В общественных отношениях человек выступает как представитель определенных классов, профессий, движений, объединений, партий и т.д. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в обществе, выполнения человеком конкретных социальных ролей. Общественные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для общественных отношений характерна социальная дифференциация.
Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности.
Общественные отношения носят безличный характер. Они характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей. Но в пределах своей роли поведение индивида не строго задано - каждая социальная роль всегда оставляет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя и он выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая человеческая личность. Поэтому межличностные отношения служат основой для построения внутри системы безличных общественных отношений межличностных отношений.
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в процессе деятельности и общения. Межличностные отношения определяются с одной стороны ролевыми отношениями и индивидуальными личностными характеристиками субъектов - с другой.
Межличностные отношения вплетены в систему общественных отношений.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений эмоциональной составляющей. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.
Межличностные отношения включают три компонента - когнитивный (информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий.
Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером и т.д. Аффективный компонент, как правило, является ведущим.
Эмоциональное содержание межличностных отношений может изменяться в противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны.
Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности.
Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.
Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.
В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).
Поведенческий компонент реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.
Межличностные отношения могут строиться по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус).
Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования - равенства - подчинения и зависимости - независимости.
Межличностные отношения непосредственным образом оп¬ределяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов — с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями.	 Социальная роль — это социальная функция личности, со-ответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Например, социальная роль учителя заключается в воспитании и обучении молодых людей в соответствии с их ин¬дивидуальными способностями. Успеха в общении добивается тот преподаватель, который правильно осознает свою социаль¬ную роль и успешно реализует предписываемые ею обязанности.
Существует точка зрения, что социальная роль — это сово¬купность социальных норм, освоить которые общество или груп¬па побуждают или принуждают индивида. Обычно же социаль¬ную роль определяют как динамический аспект статуса, как пе¬речень реальных функций, заданных группой ее члену, как набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнени¬ем конкретной работы.
Социальные роли различны по своей значимости. Роль объ¬ективно задается социальной позицией вне зависимости от инди¬видуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Один и тот же человек реализует несколько социальных ролей. Так, директор школы на уроке — учитель, для своих детей — отец, для своих родителей — сын, для жены — муж, на приеме у врача — пациент и т.д.
Внутренняя структура личности (картина мира, желания, ус¬тановки) может располагать к одним социальным ролям и не спо¬собствовать выбору других социальных ролей. Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где совершенно не тре¬буется.
Таким образом, социальной ролью называют ожидаемое по¬ведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.
Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид. В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межлично¬стные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.). Выделяют социально-демографи¬ческие роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.
Межличностные роли связаны с межличностными отноше¬ниями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.).

В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той или иной социальной роли, последние могут быть:
представляемыми ролями (система ожиданий индивида и определенных групп);
субъективными ролями (ожидания, которые связывает че¬ловек со своим статусом, то есть его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с дру¬гими статусами);
играемые роли (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).
Существует нормативная структура исполнения социальной роли, которая состоит из:
•	описания поведения (характерного для данной роли);
•	предписания (требования к этому поведению);
•	оценки исполнения предписанной роли;
•	санкций за нарушение предписанных требований.
Поскольку личность — это сложная социальная система, можно говорить о том, что она есть совокупность социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.
Основные характеристики социальной роли выделил амери¬канский социолог Т. Парсонс. К ним относятся: масштаб роли, способ ее получения, уровень эмоциональности, степень форма¬лизации, мотивация.
Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности. Есть роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность, например хирург, судья и т.п. Одна и та же социальная роль претерпевает значительные изменения на уровне общественных; представлений в историческом процессе развития общества, его культуры и цивилизованности. Например, в средневековом французском эпосе «Песнь о Роланде» великий король и полководец плачет от горя и рвет свою седую бороду — поведение, которое; не может быть характерным для современного полководца.
Сравнительная характеристика межличностных и общественных отношений (в виде таблицы у себя в тетрадях) Содержание и уровень отношений человека с миром чрезвычайно многообразны. Человек, живущий в обществе, неизбежно вступает в различные социальные отношения в зависимости от того, к какому классу, национальности, группе он принадлежит. Общение есть реализация всей системы отношений человека. Выделяют два ряда отношений - общественные и межличностные. Общественные отношения — различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Общественные отношения возникают между: • индивидами как частью социальной группы; • группами индивидов; • отдельными индивидами и группами индивидов. В связи с этим, общественные отношения рассматривают на разных уровнях: • на уровне социальных общностей (отношения классовые, национальные, групповые и др.); • на уровне групп, занятых какой-либо деятельностью (производственные, учебные и др.); • на уровне взаимосвязей людей в группах. Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. Выделяют экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все они в совокупности и представляет собой систему общественных отношений. В общественных отношениях человек выступает как представитель определенных классов, профессий, движений, объединений, партий и т.д. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в обществе, выполнения человеком конкретных социальных ролей. Общественные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для общественных отношений характерна социальная дифференциация. Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Общественные отношения носят безличный характер. Они характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей. Но в пределах своей роли поведение индивида не строго задано - каждая социальная роль всегда оставляет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя и он выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая человеческая личность. Поэтому межличностные отношения служат основой для построения внутри системы безличных общественных отношений межличностных отношений. Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в процессе деятельности и общения. Межличностные отношения определяются с одной стороны ролевыми отношениями и индивидуальными личностными характеристиками субъектов - с другой. Межличностные отношения вплетены в систему общественных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений эмоциональной составляющей. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения. Межличностные отношения включают три компонента - когнитивный (информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий. Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером и т.д. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений может изменяться в противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым). Поведенческий компонент реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Межличностные отношения могут строиться по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования - равенства - подчинения и зависимости - независимости. Межличностные отношения непосредственным образом оп¬ределяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов — с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. Социальная роль — это социальная функция личности, со-ответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Например, социальная роль учителя заключается в воспитании и обучении молодых людей в соответствии с их ин¬дивидуальными способностями. Успеха в общении добивается тот преподаватель, который правильно осознает свою социаль¬ную роль и успешно реализует предписываемые ею обязанности. Существует точка зрения, что социальная роль — это сово¬купность социальных норм, освоить которые общество или груп¬па побуждают или принуждают индивида. Обычно же социаль¬ную роль определяют как динамический аспект статуса, как пе¬речень реальных функций, заданных группой ее члену, как набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнени¬ем конкретной работы. Социальные роли различны по своей значимости. Роль объ¬ективно задается социальной позицией вне зависимости от инди¬видуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Один и тот же человек реализует несколько социальных ролей. Так, директор школы на уроке — учитель, для своих детей — отец, для своих родителей — сын, для жены — муж, на приеме у врача — пациент и т.д. Внутренняя структура личности (картина мира, желания, ус¬тановки) может располагать к одним социальным ролям и не спо¬собствовать выбору других социальных ролей. Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где совершенно не тре¬буется. Таким образом, социальной ролью называют ожидаемое по¬ведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом. Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид. В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межлично¬стные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.). Выделяют социально-демографи¬ческие роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения. Межличностные роли связаны с межличностными отноше¬ниями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.). В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той или иной социальной роли, последние могут быть: представляемыми ролями (система ожиданий индивида и определенных групп); субъективными ролями (ожидания, которые связывает че¬ловек со своим статусом, то есть его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с дру¬гими статусами); играемые роли (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом). Существует нормативная структура исполнения социальной роли, которая состоит из: • описания поведения (характерного для данной роли); • предписания (требования к этому поведению); • оценки исполнения предписанной роли; • санкций за нарушение предписанных требований. Поскольку личность — это сложная социальная система, можно говорить о том, что она есть совокупность социальных ролей и ее индивидуальных особенностей. Основные характеристики социальной роли выделил амери¬канский социолог Т. Парсонс. К ним относятся: масштаб роли, способ ее получения, уровень эмоциональности, степень форма¬лизации, мотивация. Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности. Есть роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность, например хирург, судья и т.п. Одна и та же социальная роль претерпевает значительные изменения на уровне общественных; представлений в историческом процессе развития общества, его культуры и цивилизованности. Например, в средневековом французском эпосе «Песнь о Роланде» великий король и полководец плачет от горя и рвет свою седую бороду — поведение, которое; не может быть характерным для современного полководца.