Найти тему

Между Марфой и Марией: рассказ выпускницы ИДО

Продолжаем делиться историями о храмах и приходах, которые посещали и посещают учащиеся ИДО из разных стран. Выпускница программы профпереподготовки "Теология" 2020 года Ксения Вячеславовна Белошеева поделилась рассказом о Свято-Елисаветинском монастыре в Минске (и впечатлениями, оставшимися от учебы):

"Белоруссия – духовный форпост на границе двух миров: западного и восточного христианства. Православных среди верующих в стране большинство, но образ веры в землях западной Руси исторически сложился свой - с «белорусским акцентом». От литовского княжения сохранился рыцарский колорит в культовой архитектуре: церкви оборонного типа. Наряду с врагами невидимыми средневековые монахи часто отражали натиск врагов видимых, поэтому храм того времени напоминает крепость. Дух аскезы, молитвенного средоточия, строгое следование канонам и соборность – наследие восточного русского православия. Заповедь о христианском единстве реализуется прежде всего в семье, где мирно сосуществуют прихожане католического костела и православной церкви. Различия в церковном календаре и праздниках - не повод для разделения, скорее, причина умножения радости.

-2

Вопрос о первостепенности служения, волновавший аскетическую мысль на протяжении многих веков, в белорусском измерении лишен остроты: монашеский путь и помощь людям неотделимы в едином Божественном замысле от цели человеческого бытия. Дела милосердия так гармонично вплетены в уставную жизнь, что не всегда понятно, где заканчивается монашеское делание (и заканчивается ли) и начинается социальное. Так жила преподобномученица великая княгиня Елизавета, небесная покровительница Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. Немецкая принцесса-лютеранка, перешедшая в православие, и основательница Марфо-Мариинской обители всю жизнь посвятила делам милосердия.

-3

Свято-Елисаветинский монастырь вот уже более 20 лет окормляет нуждающихся. В монастыре подвизается более ста насельниц и триста сестер милосердия. Помимо экскурсионной, миссионерской, издательской, просветительской деятельности сестры несут послушание в психоневрологических интернатах, больницах, помогают детям и взрослым с особенностями развития, помогают в домах престарелых и инвалидов, посещают одиноких стариков. На монастырских подворьях трудятся социально неблагополучных люди: страдающие наркотической и алкогольной зависимостями, потерявшие жилье, бывшие заключенные и пациенты психиатрических больниц.

-4

В летописи монастыря есть еще одно имя святого подвижника. На строительство обители отца Андрея (Лемешонка) благословил старец Николай Гурьянов. Протянув монетку с изображением церкви, 5 российских рублей, отец Николай сказал: «Остальное люди доложат». Так с маленьких ящичков для милостыни, белорусских «скарбонок», началась история одной из самых красивых обителей Белорусской земли. Сегодня монастырь - центр притяжения, место духовной силы для верующих, которые устремляются сюда со всех концов земли. Таким оно стало уже благодаря современным подвижникам: духовнику монастыря, настоятельнице, священнослужителям, послушникам и трудникам, исполняющим две главные Божественные заповеди о любви к Богу и ближнему: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Матф.25:40).

***

«Болтаюсь» - растеряно пролепетала я, когда отец Геннадий Егоров вручал мне диплом. «А вы Псалтирь читайте» - назидательно ответил директор ИДО. Мне посчастливилось получить документ о профессиональной переподготовке лично, к переполняющему чувству радости было подмешено удивление – как высок отец Геннадий. На дистанционном экзамене, через экран компьютера, это было совсем не очевидно. И подумалось мне, что так неожиданно открывшаяся высота преподавателя ПСТГУ и есть главное, что выносишь за 3,5 лет обучения на программе «Теология». Высоту смыслов христианской мысли, духовных подвигов святых отцов, высоту православной веры. Постоянно ощущаешь свою немощь и несовершенство, но тянешься, не перестаешь тянуться. Как замечательно сказал преподаватель курса, отец Михаил Геронимус: «духовная жизнь - это путь через бушующее море, через непроходимые джунгли, это путь по дорогам, на которых орудуют разбойники... Идти нужно парами, тройками, группами, общинами, иногда даже в одиночестве, самому - такова природа этого прохождения. Но идти можно только за теми, кто уже прошел до нас, за теми, кто протоптал дорогу и осветил путь». Если бы не было этих лет учебы, бродить мне вместе с многострадальным израильским народом по пустыне заблуждений еще много-много лет. Багаж велик, навигатор настроен, запасы пищи (полезной для ума, благодатной для сердца, спасительной для души) пополнены. И главное, то самое тусклое стекло, о котором говорит апостол, чуть прояснилось.

Подробнее узнать о программе "Теология"