4K подписчиков

Картина в «подарок» для Гойи? А почему нет!

30 марта родился известный испанский художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 – 1828). Много о нем уже сказано и написано, обо всем можно без труда почитать. Столько подарил он миру и человечеству, многим векам и наперед! Серии фресок «Мрачные картины», серия «Тавромахия» из 33 офортов, цикл «Капричос» из 80 акватинтов. Всего написал около 700 картин, 280 офортов, около 1000 гобеленов и рисунков. Наиболее знакома всем картина – «Сон разума рождает чудовищ», название которой – испанская пословица. Находится полотно в Национальной библиотеке Испании, в Мадриде. Работал в стиле рококо и в традициях Веласкеса, Рембрандта. Ему принадлежит новаторское изображение Христа.

Почему бы дерзко не «подарить» что-то и маэстро Гойе в День его Рождения? Например, попробовать «нарисовать» картину для него? Или пусть это будет «коллаж»?

Почему бы дерзко не «подарить» что-то и маэстро Гойе в День его Рождения? Например, попробовать «нарисовать» картину для него? Или пусть это будет «коллаж»?

А чем же будем рисовать? Во времена Гойи краски художники изготавливали сами, часто из некачественного, сомнительного сырья. Существует ведь версия, что Гойя умер от отравления свинцом, который содержался в его же красках. Поэтому мы будем «рисовать» наш «коллаж» необычно – тем, что… посвящено Франциско Гойе.

Очень кстати в 2021 году исполняется 70 лет первой публикации романа Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания». Впервые опубликован в 1951 году в издательстве «Нойер Ферлаг» во Франкфурте-на-Майне. А первый русский перевод в 1955 году опубликовало издательство «Иностранная литература». Пожалуй, это лучшее и чуть ли не единственное художественное произведение, посвященное великому художнику. Фейхтвангер работал над романом 7 лет – с 1943 по 1950 годы, что небывало долго для автора. Начал работу в США, где скрывался от правления Гитлера.

Почему бы дерзко не «подарить» что-то и маэстро Гойе в День его Рождения? Например, попробовать «нарисовать» картину для него? Или пусть это будет «коллаж»?-2

Роман из трех частей с подразделами, знакомит не только с историей того времени, с Испанией 18 века, с правлением короля Карлоса IV , но и о невольном вовлечении придворного художника в интриги и политические игры при дворе. Изображен Гойя, который, действительно, прошел «тяжкий путь познания», научился жить с миром в мире, но не покоряться ему. Как пишет Фейхтвангер, Гойя даже в беде счастливее других: другим приходится таить в себе запретные чувства, пока они на самом деле не лишаться разума. А дон Франциско способен изобразить эти чувства, – таким образом, очистив тело и душу от скверны, перенеся свои переживания на полотна.

Основная часть романа посвящена отношениям Гойи с герцогиней Альба. Эта история требует отдельного внимания и отдельной статьи, потому что сложна, загадочна и запутана. Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо (1762 – 1802) – 13 герцогиня Альба, последняя представительница кастильского знаменитого рода по мужской линии.

Считали, что с нее написаны известные «Махи» Гойи. Даже потомки герцогини в конце 40-х годов 20 века решились вскрыть могилу Альбы, чтобы провести идентификацию «модели». Что ж тут поделаешь: так действует, видимо, «готика Гойи» и через столетия.

Конечно, к образу Альбы обращались и кинематографисты, например: великолепная Ава Гарднер сыграла ее в фильме «Обнаженная Маха» в 1958 году. Играли также Оливера Вуко (1971), Марибель Верду (1999), Лаура Моранте (1985), Эллен Швиерс (1969), Виктория Вергара (1986).

Если говорить об актрисах, не обойдемся для нашего «коллажа» Гойе и без одной интересной старой фотографии, на которой запечатлена…Мерилин Монро с большим альбомом «Гойя». Оказывается, он был ее любимым художником. В воспоминаниях есть ее фраза: «Я знаю его очень хорошо, у нас общие сны. Я видела во сне то же, что и он, когда была ребенком».

Почему бы дерзко не «подарить» что-то и маэстро Гойе в День его Рождения? Например, попробовать «нарисовать» картину для него? Или пусть это будет «коллаж»?-3

Добавим в наш «коллаж» и одноименные экранизации романа Лиона Фейхтвангера: 1971 года и с участием нескольких стран – советско-восточно-германо-болгаро-югославский двухсерийный. Не забудем и художественный фильм Милоша Формана 2006 года – «Призраки Гойи».

Интересно, что Гойя вел скрытный образ жизни, не писал дневников, не рассказывал о себе современникам, поэтому осталось много тайн, гипотез, предположений разных исследователей. Что и как было на самом деле, – вряд ли когда узнаем. Но осталось от Гойи несколько писем, которые заинтересовали историка изобразительного искусства Наташу Сесенья. Она упоминает их в своей книге «Гойя и женщины». Переписка эта относится к 1775 – 1801 годам. А велась она доном Франсиско с Мартином Сапатером. Кроме того, они часто встречались и в Сарагосе, и в Мадриде. Мартин Сапатер занимался в Сарагосе финансовыми делами, предпринимательством, сколотил немалое состояние, занимал высокие посты в правительстве Сарагосы, немало сделал для города. Гойя всегда был для Мартина самой большой любовью, он хранил все письма художника, чего не скажешь о Гойе. Судя по письмам, их любовь была взаимной и не только платонической, о чем рассказывает Наташа Сесенья в своей книге. Гойя же написал два портрета Мартина Сапатера. Из переписки также известно и о том, что когда художника разбил паралич, он находился у Мартина.

Портрет Мартина Сапатера
Портрет Мартина Сапатера

Изучение болезни стало для многих ученых и врачей настоящим детективом. Выяснилось, что Гойя страдал предположительно синдромом Сусака и сифилисом. Взаимодействие этих недугов осложняло аутоимунное действие болезни – атаку нервных клеток мозга, связанных с рецепторами в ухе. Что и привело к глухоте, и как следствие – к мигреням, ухудшению зрения, галлюцинациям, видениям, депрессивному образу жизни. Все это не могло не отразиться и на творчестве.

Но даже с глухотой Гойи связана одна забавная история: он купил дом на окраине Мадрида, хозяином которого был…тоже глухой! Дом так и называли – «Дом Глухого».

Интересна будет и книга Хосе Ортега-Гассет «Веласкес, Гойя». Есть и советские монографии о Ф. Гойе, например: И. левина «Гойя» 1958 года, много трудов у В. Прокофьева.

В 1957 году поэт Андрей Вознесенский написал большое стихотворение «Я – Гойя», в котором сам поэт превращается в художника и высказывается о войнах, голоде и убийствах.

Остается добавить в нашу «коллаж-подарок» для Гойи музеи, где хранятся его картины. Полный каталог работ художника можно посмотреть на сайте Университета Сарагосы. Большая часть коллекции работ находится, конечно, в Испании, в Мадриде – в музее Прадо, в Музее Сарагосы, в Королевском монастыре, в галерее Уффици во Флоренции, в соборе Валенсии. Также в мюнхенской Старой пинакотеке, в Национальной лондонской галерее, Национальной галерее искусства США в Вашингтоне, в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. Несколько картин в Лувре, в Музее искусств, во Франции есть и музей Гойи. Картины можно увидеть в Стокгольме – в Национальном музее Швеции, в Венгрии – в Будапеште и даже в Художественном музее Бразилии в Сан-Паулу; в частных коллекциях.