3 подписчика

"Тора! Тора! Тора!" лучший фильм о войне."Перл-Харбор" - сказка.

Тора! Тора! Тора!
Тора! Тора! Тора!

Тора! Тора! Тора!» (Tora! Tora! Tora!) — это коллективный американо-японский фильм о налете японской авиации на Перл-Харбор. Да, вы все смотрели «Перл-Харбор», но послушайте, что мы скажем: «Перл-Харбор» не идет ни в какое сопоставление с данной лентой 1970 года.
В первую очередь, в «Тора! Тора! Тора!» постарались реанимировать исторические события наиболее правдиво. В фильме нет вымышленных персонажей (кроме, возможно, вовсе незначительных эпизодических героев). Здесь не стали придумывать индивидуальную драму на фоне событий войны, как в «Перл-Харборе», а просто шаг за шагом, час за часом восстановили все события тех трагических дней. Это само по себе еще ничего не решает, но в данном ключ к основному достоинству фильма.
Главное достоинство его в абсолютном реализме. И если первую половину фильма это может показаться не таким уж интересным — разговоры, переговоры, постепенное разворачивание процесса, то через приблизительно час, когда японская авиация начинает свой налет, от экрана нельзя оторваться. Реализм достигается не лишь за счет того, что подробно пробовали реанимировать все события. Просто это кино 1970 года. а тогда не было зеленого экрана и армии компьютерных спецэффектов. Тогда взрывы были истинными взрывами, самолеты летали в кадре как истинные, потому что это были истинные самолеты, корабли были очень похожи на истинные боевые корабли, потому что… ну, в общем, вы осмыслили. Масштабность процесса не оставила безразличными членов киноакадемии — за спецэффекты фильм получил Оскар. Было еще 4 номинации, но наградили фильм лишь за самое яркое — визуальные эффекты.
Налет на остров — съемки с земли и воздуха, воздушные бои самолетов, бой корабля против подлодки, взорванные самолеты в аэропорту, взрывающиеся корабли американцев, все это снято настолько мощно, масштабно и правдиво, что не по своей воле удивляешься: как это возможно было снять 44 года назад? Сколько сил и денег было на это растрачено? При данном, на фоне масштабного действа не забывают и о мелких деталях, которые придают сценам атаки такую реалистичность — к примеру, бомба взрывается рядом с солдатом на корабле, он сокращается в отсек, но перед данным от взрывной волны с него сносит ввысь каску. Работу каскадеров, к тому же, отметим раздельно — множество дублей, где солдаты в кадре убегают прямо из-под разлетающихся обломков взорвавшихся самолетов, падения и удары взрывной волны, которые горят матросы, все как реально.
«Тора» в буквальном переводе с японского значит «тигр», но в данном случае это акроним от двух слов «totsugeki raigeki» , что в дословном переводе значит «атака молнии» или «молниеносная атака». Вся смысл операции японцев стала в неожиданной и быстрой атаке. Таким образом, японская авиация собиралась нанести наибольший урон кораблям и авиации США в Перл Харбор.
Японская структураляющая в фильме очень важна. Сцены диалогов в японской армии и министерствах создают атмосферу другого жизненного уклада, другого образа мысли, отличающегося от американского. Фильм снимался двумя отдельными блоками двумя разными режиссерами — американская часть в США Ричардом Флейшером (забавно, что он также потом снял «Конана-разрушителя» и «Рыжую Соню») и японская в Японии Киндзи Фукасаку. Сначала японскую часть начинал снимать именитый Акира Куросава, но жесткий график съемок, контроль и психологическое давление его не устроило — через 2 недели он ушел. Бюджет фильма составил 25 миллионов долларов, по тем временам полоумные денежные средства. На подготовку фильма ушло три года, на съемки — еще 8 месяцев. Невзирая на то, что фильм окупился в американском прокате (29.5 миллионов), его разглядывали как коммерческий неуспех (при этом фильм стал девятым по сборам в 1970 году). Причинами тому именовали и чересчур затянутую подготовительную часть фильма (неторопливое развитие сюжета, «скучные» разговоры), и необъяснимое для американского проката наименование, и массу отрицательных ревью в прессе. Самое смешное, что претензии у критиков были в том числе и к спецэффектам. Писали о том, что самолеты выглядят ненатурально, те, что взрывались в аэропорту и совсем описывались как «выглядят как картонные». Но, время расставило все по своим местам. В Японии со сборами недостатков не было (равно как и с прокатным названием), очень большие поступления фильм получил за счет реализации видеокассет, а съемки, о которых мы уже столько написали выше, настолько удивили зрителей и экспертов, что некоторые кадры по сей день расходуются в лентах о войне как документальные. Для съемок задействовали истинные корабли (пусть в роли японского корабля и выступал американский), для полетов японской авиации — учебные самолеты США, которые надстраивали фальшивыми обтекателями, для авиации американской — истинные истребители. Одни аварии самолетов, которые попали в фильм, были истинными, не постановочными. Самолеты, которые уничтожались в аэропорту Перл Харбора, составлялись из пластика и стекла.