Найти тему

Почему хакасы, так и не перешли в большинстве своем в православие?

Оглавление

С 1760 года начался активный процесс переселения русских в Хакасско-Минусинскую котловину, что создало условия для их численного преобладания над местным населением.

Неподатным населением были только казаки и духовенство. Казачество составляло 75 % населения Минусинского края в 20-х годах XVIII века. Затем с ростом числа крестьянского сословия их количество составило 4,4 % в XIX веке.

  • Неподатной статус казачества определялся тем, что они не несли государственные повинности, имели землю в корпоративной собственности, сохраняли право на занятие ремеслами, торговлей и промыслами. Казаки не имели права выбора места поселения, но сохраняли личное хозяйство, для чего вместо хлебного жалованья могли отводить земельные наделы - Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII – начале XIX вв. Красноярск, 1985. 300 с.
Енисейские казаки
Енисейские казаки
  • Городовые казаки по роду службы делились на полковых и станичных. Пограничные казаки Абаканской и Саянской станиц входили в состав Енисейского полка: две сотни находилось в Красноярске, три – в Енисейске, Туруханске, Минусинске, Ачинске и Канске. В 1851 г. Енисейский пятисотенный полк был преобразован в шестисотенный, для усиления в его состав было включено около 30 местных поселений с отставными солдатами и государственными крестьянами. Первые три сотни проживали в Красноярске, Канском и Красноярском округах, пятая и шестая – в Ачинском и Минусинском. В Хакасско-Минусинском крае енисейские казаки несли службу на Абаканском кордоне, Кебежском, Шадатском, Таштыпском, Абаканском караулах и в Абаканском остроге. Они охраняли населенные пункты, оставаясь вместе с тем тружениками на своих наделах - монография В.Асочаковой ЭВОЛЮЦИЯ СОСЛОВНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ (XVIII в. НАЧАЛО 60-х гг. XIX в.)

Именно казаки были и основными помещиками в крае: их холопами являлись русские обедневшие крестьяне и местное население, которое попадало по разным причинам к ним в зависимость.

Но эта зависимость была не в такой жесткой форме как в Центральной России, а имела свои особенности. Из-за малого числа женщин среди казаков они часто брали в жены местных "ясырок" (пленниц и купленных). Именно их супруги стали первыми христианками среди хакасов, неся уже в среду своих соплеменников христово слово.

Определенную роль в христианизации хакасов играло и духовенство. Однако, из-за слабого материального положения приходов и священников мало кто стремился попасть на службу в эти места.

Поэтому многие церковные должности оставались незанятыми:

  • В 1834 г. в Назаровской Троицкой церкви из 4 штатных мест 2 были вакантными, в Шарыповской из 4 – 1, в Подсосненской из 4 – 1, в Изынжульской из 3 – 1, в Ужурской из 3 – 2 - Архивное агентство администрации Красноярского края (АААКК) Ф. 673. Оп. 1. Д. 4. 22–26 л
-2

Податное население в Хакасско-Минусинском крае состояло из посадских, крестьян, ссыльных и ясачных хакасов.

Большая часть посадских жила к 1861 году в Минусинске. Из посадских были и все минусинские купцы, число которых было невелико из-за высоких налогов на объявленное имущество и капитал.

Но основную часть населения края составляли крестьяне - до 62 %. Этому способствовали благоприятные для земледелия климатические условия, слабый рост городов и отсутствие промышленности.

Минусинские крестьяне были народом прагматичными и зажиточным. В среднем на одну крестьянскую семью приходилось по 4 лошади, тогда как в Центральной России всего две.

Свободолюбивому духу крестьян способствовало и большое число среди них бывших ссыльных и каторжан. Особенно их много было на золотых рудниках, где каторжане бесплатно добывали золото для государства.

Местное население края (хакасы) с каждым годом уменьшалось в численности и с 88,2 % в начале XVIII века его стало 36,6 % в 1861 году.

Группа минусинских татар — хакасов. Начало XX века
Группа минусинских татар — хакасов. Начало XX века

При этом положение ясачных хакасов было намного лучше чем у русских крестьян и посадских:

  • Ясачные Хакасско-Минусинского края вносили ясак, который в денежном отношении был менее тяжелым, чем крестьянское и посадское тягло. Кроме того, они являлись реальными и юридическими владельцами своих угодий и имели право легального распоряжения ими. Они были освобождены от рекрутской, постойной повинностей, «почтовой гоньбы» по Московско-Сибирскому тракту. Их не приписывали к заводам и не привлекали на различные казенные отработки. Складный размер ясака колебался от 4 до 6 соболей, но реальный сбор был существенно ниже - монография В.Асочаковой ЭВОЛЮЦИЯ СОСЛОВНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ (XVIII в. НАЧАЛО 60-х гг. XIX в.)

Поэтому, хакасы не стремились к принятию христианства, так как это могло стать причиной их закрепления как крестьян и посадских. А слабая организации церковной службы этому также не способствовала. Христианизация шла только путем смешанных браков, и на уровне близкородственных отношений. Но это не имело большого значения.