16,4K подписчиков

Баллы за ошибки и неведомый маршрут: в ГИБДД изменили практический экзамен на права

KazanFirst
KazanFirst

С 1 апреля аттестация на водительское удостоверение станет проходить по-новому. Рассказываем, что изменится и какие новшества ждут будущих автомобилистов.

Новый административный регламент МВД по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами утвердили 23 марта. Главная новация - вместо трех экзаменов кандидатам в водители придется сдавать только два: теорию и «город». Основной упор будет делаться на умении начинающего автомобилиста ориентироваться в реальной дорожной обстановке.

«Площадки» не будет

Комментируя предстоящие изменения, в Управлении ГИБДД МВД по Татарстану напомнили, что основным нововведением станет то, что проверка первоначальных навыков управления транспортным средством на закрытых площадках в формате отдельного экзамена проводиться больше не будет. Теперь умение кандидатов в водители управлять автомобилем будут проверять сразу на дороге, в том числе на автострадах, парковках и проездах перекрестков. Это даст возможность непосредственно оценить навыки автомобилиста. Не коснется нововведение только мотоциклистов и водителей мопедов - они, как и раньше, будут сдавать теорию и площадку.

- Ключевым изменением является проведение одного практического экзамена вместо двух, проводимых на закрытой площадке и в городе, - рассказал замначальника УГИБДД МВД по Татарстану Дамир Бикмухаметов .
KazanFirst
KazanFirst

Эти правила коснутся водителей легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов и составов транспортных средств. Процесс сдачи экзамена будет вестись под аудио- и видеозапись, поэтому любые нарушения автоматически зафиксируются. На экзамене запрещено пользоваться какими-либо подсказками, в том числе техническими средствами или литературой. Если такие нарушения будут замечены, экзамен прекратится не начавшись.

Штрафные баллы за ошибки

Все ошибки, допущенные на экзамене, разделили на четыре группы с учетом их степени влияния на безопасность дорожного движения. В отдельный блок вынесли 19 грубейших ошибок - за совершение одной из них экзамен сразу же будет прекращен. Поводом для оценки «Не сдал» может стать ситуация, если кандидат не пристегнет ремень безопасности или, например, достанет во время движения телефон.

Водитель получит штраф в 1 балл, если, к примеру, двигался со слишком малой скоростью без необходимости или резко стартовал при начале движения, или несвоевременно подал сигнал поворота. Если водитель откатился назад, не воспользовался зеркалами заднего вида или резко затормозил без необходимости предотвращения ДТП, получит от инспектора 2 штрафных балла. 3 балла грозит, если водитель не снизил скорость и не остановился в установленных случаях или выбрал скорость движения без учета дорожных и метеоусловий.

Всего в списке 41 пункт нарушений ПДД, за которые будут начисляться штрафные баллы. Экзамен будет считаться несданным, если кандидат в водители наберет пять и более штрафных баллов.

Инспектор укажет путь

В новом регламенте также исключили возможность проведения экзамена на заранее определённых маршрутах. Теперь экзаменационные маршруты будут представлять собой перечень дорог и территорий, на которых кандидату в водители предстоит ездить. А куда ехать - выберет сам экзаменатор. В перечень включены места с наименьшей интенсивностью движения, чтобы обеспечить безопасность сдачи экзамена.

- Благодаря этому у кандидатов в водители не будет возможности «заучивания» маршрута, - пояснил замглавы управления.
KazanFirst
KazanFirst

Кроме этого, в салон автомобиля во время экзамена на права разрешили допускать наблюдателей. Например, представителей общественных организаций и автошкол, а также других кандидатов в водители, ожидающих своей очереди на экзамен. Это позволит добиться повышения прозрачности экзамена и разрешить спорные ситуации. Сам инспектор будет обязан при приеме экзамена находиться на сиденье с доступом к дублирующим «педалям».

Сроки сдачи экзаменов и аннулирование

Изменились и сроки проведения повторных экзаменов. Кандидату в водители, который не сдал теорию, назначат следующую попытку сдачи не раньше чем через 7 дней и не позже чем через 30 дней. Для кандидата в водители, не сдавшего «практику» с третьей и последующих попыток, - не ранее чем через один и не позднее 3 месяцев со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.

Также с 1 апреля можно аннулировать результаты экзаменов при удовлетворении жалобы кандидата в водители, в случае проведения экзамена с нарушениями требований правил.

- Рассмотрение жалобы заявителя будет осуществляться комиссионно с изучением аудио- и видеоинформации, полученной при проведении экзамена, - пояснил Бикмухаметов и добавил, что храниться эта информация будет до окончания рассмотрения жалобы и не менее 1 года со дня ее регистрации.

В случае удовлетворения жалобы результаты экзамена аннулируют, а кандидату в водители дадут возможность сдать экзамен повторно.

Повышение уровня подготовки водителей

Как отмечают в ГИБДД, в Татарстане аварийность на дорогах с участием неопытных водителей довольно высокая, а новые правила позволят снизить количество таких ДТП и повысить уровень подготовки молодых водителей. Только за первые месяцы текущего года в республике по вине водителей со стажем до двух лет произошло 40 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли два человека, ещё 51 человек получил ранения.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число аварий снизилось на 19, погибших - на 4, пострадавших - на 26. Положительная динамика есть, но процент всё равно высок, отмечают в управлении.

- Те меры, которые принимаются, имеют свои положительные плоды, - подчеркнул замначальника ведомства.

За весь прошлый год в республике из-за нарушений правил дорожного движения молодыми водителями произошло 272 ДТП. В них погибли 17 человек, 354 получили ранения. По сравнению с 2019 годом, число аварий снизилось на 30, количество погибших - на 14 человек, раненых - на 68.

KazanFirst
KazanFirst

Придётся поднапрячься

Главная задача автошкол сейчас - это качественно и в полном объёме проводить обучение новых кандидатов в водители. Несмотря на то, что в формате отдельного экзамена «площадка» теперь проводиться не будет, требования к автошколам обучать на них остаются.

- Если экзамены будут приниматься в реальных дорожных условиях, то обучение вождению на площадках у автошкол остаётся и никуда не уходит. Здесь так же будут отрабатываться первоначальные навыки кандидатов в водители, - добавила исполнительный директор Федерации автошкол Татарстана Елена Витюгова .

По ее словам, в связи с нововведениями автошколы внесут небольшие корректировки в практическую часть подготовки и квалификационного экзамена, который сдаётся по завершению обучения.

- При этом есть опасения, что некоторые автошколы могут вовсе прекратить отрабатывать некоторые элементы, которые исключены по новому регламенту. Например, змейка. Очень важный элемент. Подготовка должна проводиться на хорошем уровне и включать все элементы, потому что в таком случае выпускники автошкол чувствуют себя более уверенно на дорогах, - добавила Витюгова.

«Недокаты» в автошколах

В Федерации автошкол республики отметили, что на сегодняшний день в Татарстане есть немало автошкол, в которых программа подготовки реализуется не в полном объеме. В основном, это «недокаты» часов в вождении, причем большие.

- Мы периодически, раз в два-три года проводим срез совместно с экзаменационными подразделениями, проводим анкетирование уже получивших водительское удостоверение. На вопрос, сколько часов вождения было, практически половина опрошенных заявили о том, что отъездили всего 1/2 положенных часов. Таким выпускникам сейчас будет сложнее сдавать экзамен в городе, - подчеркнула Елена Витюгова.

По ее словам, ученикам при выборе автошколы необходимо обращать особое внимание на рейтинги, которые размещаются на сайтах Федерации и ГИБДД России.

- Предлагаю сначала посетить несколько автошкол, попросить поприсутствовать на занятиях. В хорошей школе никогда не откажут вам прийти, бесплатно посидеть и послушать. Хотя бы узнать, каким образом в автошколе проходит теоретическая часть, - пояснила она. - И ни в коем случае не стоит выбирать автошколу по принципу «где дешевле».

К слову, по результатам прошлого года процент сдачи теории с первого раза в Татарстане составил 47%, площадки - 37%, города - 33%. Это низкий показатель, который говорит о том, что уровень подготовки в автошколах всё-таки оставляет желать лучшего.

- Если бы автошколы серьезно подходили к процессу обучения, то показатели бы это подтверждали, - резюмировал Дамир Бикмухаметов.