Найти тему
Хакнем Школа

7 причин "негативного" поведения ребёнка

Оглавление

#хакнем_родительство ( 👈 экспертный контент по теме семейных отношений)

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Одна из самых распространённых жалоб родителей — “негативное” поведение ребёнка. Когда ребёнок кричит, не слушается, отказывается выполнять просьбы, истерит, родители часто теряют контроль или не знают, что делать. Под вой сирены сложно сохранять спокойствие.

Можно ли “подстелить соломку” и заранее подготовиться к неожиданным детским эмоциональным всплескам? Да и нет. Нет, потому что всего не предусмотришь. Да — можно в спокойной обстановке прокрутить последние бурные детские реакции и попытаться ответить на вопрос: почему ребёнок так делает? Что им движет?

3 важных момента:

А) Ю.Б. Гиппенрейтер говорит, что у ребёнка нет иного способа сказать нам, что что-то не так, кроме крика. Интересно, что в первый год жизни мы воспринимаем плач ребёнка как должное. Это сигнал к действию. Пытаемся угадать, что ему нужно: напоить, накормить, сменить памперс или измерить температуру?

Но проходит несколько лет, и ребёнок становится нам должен. Он должен либо всё понимать с полуслова, либо беспрекословно слушаться, как солдат, либо должен спокойно и простыми словами объяснить, чего это он орал 2,5 минуты в супермаркете?

Б) Любое поведение — это верхушка айсберга. За любым поведением стоит мотив. Или группа мотивов. Задайте себе вопрос: всегда ли я сам/сама осознаю подлинные мотивы своего поведения? Честный ответ — не всегда. Вам сколько лет? А ребёнку? Мысль ясна: мотивы поведения есть, но ребёнок их чаще всего не осознаёт. Тем более в момент эмоционального взрыва.

В) Между мотивом, потребностью и нуждой, как структурными элементами любой деятельности, есть тонкая, но существенная разница. Для простоты будем говорить только о мотивах, о которых родителям полезно знать заранее. По принципу “предупреждён — значит вооружён”. Вооружён минимумом знаний. А знание, как известно — сила.

Итак, 7 мотивов “негативного” поведения ребёнка.

2-5 мотивы описал Р. Дрейкурс, 6-7 выделил Ш. Амонашвили.

Изображение взято из открытых источников информации
Изображение взято из открытых источников информации

•1. Физиологические причины и \ или нарушение распорядка дня. Самая частая причина криков малышей, дошкольников и младших школьников никакого отношения к психологии не имеет вообще. Это чистая физиология или тайм-менеджмент мамы. Если ребёнок устал, был нарушен распорядок дня, или ребёнок просто голоден, крик родителям обеспечен.

•2. Привлечение внимания. Внимание нужно ребёнку, как солнечный свет для роста цветка. Причём не важно это внимание со знаком “плюс” или со знаком “минус”. Ребёнок быстро обнаруживает, что внимание со знаком “минус” получить проще, чем внимание со знаком “плюс”. Следовательно, если на меня нет времени, разобью-ка я старую фамильную вазу, тогда она точно обратит на меня внимание.

Изображение взято из открытых источников информации
Изображение взято из открытых источников информации

3. Борьба за власть. Зависит от многих причин: силы характера ребёнка и родителей, стиля воспитания, способности родителей договориться об общих принципах воспитания в семье. Последняя позиция чаще всего “провисает”, особенно если родители в разводе. Дети быстро сканируют ситуацию противоречивости требований (мама это запрещает, а папа разрешает и наоборот) и пользуются моментом: пока папа и мама шумно договариваются об общих правилах, ребёнок забирается на “трон вседозволенности» и свешивает ноги.

•4. Месть. Распорядок жизни ребёнка полностью зависит от нас, взрослых. Бывает так, что ведомые благими намерениями, родители планируют, что-то обещают ребёнку, затем обещание не сдерживают. По объективным причинам. Часто ли мы извиняемся перед ребёнком, переносим сроки и выполняем обещанное? Нам кажется, что всегда. Но ребёнку так не кажется. Он ведёт точный счёт, и если невыполненных обещаний накапливается слишком много, может “рвануть” в самом неожиданном месте.

5. Утверждение собственной несостоятельности. Если ребёнку всë время говорить, что он поросёнок, то рано или поздно захрюкает. Следим ли мы за тем, чтобы в нашей речи были только Я-сообщения и временный язык? Умеем ли так высказать своё недовольство ребёнку, чтобы он понял, что любим, но нам не понравилось его поведение в данной конкретной ситуации?

Изображение взято из открытых источников информации
Изображение взято из открытых источников информации

•6. Страсть к познанию. Это одно из врождённых стремлений любого здорового ребёнка. Ребёнок исследует этот мир со страстью учёного. Ребёнок изначально любознателен. Когда он научился говорить, к его исследовательскому инстинкту добавляется ещё один инструмент — вопросы. Всегда ли нам удаётся сохранить почемучку? Поддерживаем ли мы стремление ребёнка задавать вопросы?

•7. Страсть к расширению границ . В том числе к расширению границ собственного Я. Эта характеристика связана с понятием “компетентный младенец”: в ребёнке, как в зерне, изначально заложено все необходимое для того, чтобы он прожил хорошую, полноценную жизнь. Так же как зерно, попав в благодатную почву, даёт хороший урожай, целостная личность ребёнка постепенно раскрывается, если для этого есть условия.

Изображение взято из открытых источников информации
Изображение взято из открытых источников информации

Аналогия с цыплёнком, который должен пробить скорлупу для того, чтобы явиться на свет, тоже, надеюсь, понятна.

Как быть? Как понять, почему ребёнок ведёт себя именно так, и как подобрать рекомендации?

Единого рецепта для всех нет. Ваша конкретная ситуация индивидуальна и неповторима.

В онлайн тренажере трансформации родительских страхов собрала для вас больше рекомендаций и вариантов решений.

Но выбирать всё равно вам.

Единственное на что прошу обратить внимание: иногда нам кажется, что поведение ребёнка «негативное», а на самом деле оно ведёт к его развитию.

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок развивался? Как вы думаете, какой из мотивов «негативного» поведения, чаще всего проявляет ваш ребёнок?

Читайте наш канал в телеграм - по этой ссылке

Автор: #Розен_Марина практический психолог в образовании, кандидат психологических наук, в прошлом руководитель психологической службы частного вуза (8 лет), автор онлайн-тренажера трансформации родительских страхов, онлайн-курса для родителей "Как подготовить школу к ребенку?", телеграмм канала "В потоке детства".

Подробнее об авторе и её курсах здесь.

Другие статьи автора:

-6

Не пропускайте статьи из серии #хакнем_родительство ®️ 👈 подпишитесь на этот хэштег