Найти тему
Аргентинское танго

Нам не до объятий, когда мы падаем!

Александра Трофимова, руководитель Мастерской АТэ (СПб)
Александра Трофимова, руководитель Мастерской АТэ (СПб)
  • Если бы в танго у нас периодически не возникали трудности с балансом: физическим, психологическим, эмоциональным, то проблем с техникой движения, взаимодействием и музыкальностью было бы в разы меньше! Несколько уроков, и мы наслаждаемся танцем. Конечно, я слегка преувеличиваю. По правде говоря, взаимодействие с партнёром и с музыкой, доставляют нам не меньше хлопот, чем баланс, но сейчас не об этом. Опираясь на свой личный опыт, скажу: все мои капитальные провалы в танце - это в первую очередь потеря связи с моим центром, с опорой, иначе говоря, потеря баланса и, как следствие, потеря контакта с партнером. В эти моменты я либо неминуемо падаю, либо становлюсь буквально невыносима для того, кто рядом: полнейшее танцевальное фиаско!
  • Зная это, я упорно работаю над своим балансом последние пятнадцать лет! На моей стороне время, практика и терпение. Сегодня я чувствую себя значительно более сбалансировано, сцентрировано и уверенно, чем пятнадцать лет назад. Качество моего движения изменилось. Оно стало свободнее и выразительнее, контакт с партнером улучшился. Одним словом, со мной стало проще взаимодействовать.
    Я искренне верю, что баланс в танго важнее, чем объятие, или, как минимум, первичнее! Баланс — это фундаментальная основа любого совершаемого действия, вне зависимости от того танцуем мы или нет. Объятие — это фундаментальная основа танго. Однако нам не до объятий, когда мы падаем. В падении мы не обнимаем партнера, не слышим его, не взаимодействуем с ним, мы используем его, как опору. А удерживать взрослого человека в вертикальном положении — занятие очень непростое. Давайте беречь друг друга! Внимание, сейчас речь идет о танго для танцпола, о танго с партнером, для партнера и в ронде с другими танцующими парами, в котором последовательности с потерей баланса встречаются не часто. И даже в ситуации с заранее продуманной потерей баланса, речь всегда идет, внимание, о «контролируемом» падении!
    Итак, самый частый запрос, поступающий от учеников на занятиях по технике движения в танго «Как сохранять баланс?». Как стоять и двигаться так, чтобы чувствовать себя устойчиво и комфортно? Как начинать и заканчивать каждое движение из состояния баланса и в состоянии баланса?
    Баланс является одним из важнейших показателей качества движения, о каких бы двигательных практиках ни шла речь. За сохранение баланса в нашем организме отвечает сложный сформировавшийся в процессе эволюции механизм: рецепторы на стопе, зрение, внутреннее ухо. Работа рецепторов, расположенных во внутреннем ухе, нам не подвластна. А вот не закрывать глаза, если следуем, особенно на первоначальном этапе обучения, в нашей воле. Мы можем тренировать стопу и весь мышечный каркас в целом, чтобы улучшить качество взаимодействия с полом и сцентрированность. Пол — наш самый верный партнер, о сцентрированости речь пойдет чуть позже.
    В состоянии покоя, мы находимся в балансе, когда наш центр тяжести располагается над опорой. ( У человека центр тяжести находится приблизительно на пять пальцев ниже пупка, опора — это наши стопы) Как только центр тяжести значительно смещается относительно опоры, начинается падение. Контролируя работу стопы и выстраивая внутри нашего тела систему противовесов, мы можем сохранять баланс порой в самых неожиданных положениях.
    Наш шаг — это контролируемое падение, так как в этот момент наш центр тяжести выходит за пределы опорного основания и переходит на новое опорное основание. Я уже обращала ваше внимание на важность слова «контролируемое» чуть выше. Иногда, наблюдая за парами на танцполе, я вижу, как один шаг, выполненный с потерей баланс, влечет за собой неизбежно другой шаг вне баланса. Возникает эффект снежного кома неконтролируемых падений. Прощай свобода воли танцоров в выборе движений. Основная задача, в подобной ситуации, не упасть.

Как определить, в балансе ли вы или нет, и насколько хорошо вы управляете своим движением. Не стоит изобретать велосипед, слова Мойше Фельденкрайза, на мой взгляд — отличный тест на баланс и качество движения, хотя у мэтра речь идет, в первую очередь, об осанке:

«4 признаки хорошей осанки (для нас постуры, иначе говоря положения, из которого вы можете сделать любое движение):

1) Отсутствие усилий: (признаки усилий: сбой в ритме дыхания и фиксация суставов).

2) Отсутствие сопротивления, которое нужно преодолевать.

3) Обратимость движения. Корректно выполняемое действие в любой момент может быть остановлено, удержано или перенаправлено без усилий ( Исключение : инерция и рефлекторные действия, например, чихание).

4) Свободное дыхание»

Эти характеристики идеально подходят для любого движения в танго. На этом можно было бы и остановиться, посоветовав читателю соотносить с ними качество каждого своего движения, как повседневного так и танцевального.

Однако танцоры танго, как правило, люди въедливые и вдумчивые, поэтому делюсь своим опытом и привожу несколько проверенных мною упражнений для работы над балансом.

Найдите связь между центром тяжести (ЦТ), опорным основание и центром опоры (точка прихода веса на стопу или проекция центра тяжести).

Натяните между этими точками воображаемую резинку. Центр опоры может перемещаться по опорному основанию и даже выходить за его пределы, в этом нет никакой беды. Главное, ощущать и контролировать этот процесс. Расположите стопы вместе параллельно друг другу и начните перемещать свой центр тяжести в пространстве, плавно раскачиваясь вперед назад, влево вправо, при этом не сходя с места. Можно попросить вашего партнера аккуратно раскачивать вас из стороны в сторону. В этот время стопы сохраняют плотный контакт с полом, словно они к нему приклеены. Воображаемая резинка натянута. Вы стремитесь сохранять вытянутое вертикальное положение, не «складываться» вперед в области живота, влево или вправо, и не прогибаться назад, перегружая тем самым поясницу. Коленные и тазобедренные суставы свободны. Вы выстраиваете связь между центром тяжести и стопой, исследуете ее предельные возможности, когда, вы либо вот-вот упадете, либо будете вынуждены сделать шаг, тем самым тренируете ее одновременно.

Наши стопы — наша опора, тренируйте их.

Не важно, танцуем ли мы партию ведущего или ведомого, мы используем всю стопу от пятки до кончиков пальцев. Центр опоры может перемещаться по стопе. Если мы танцуем на высоких каблуках, центр опоры приходится на точку, где пальцы стопы переходят в подушечки стопы (метатарсы). Если без каблуков, центр опоры может быть смещен на метатарсы. Нет смысла определять до миллиметра расположение центра опоры на стопе. Его положение зависит от индивидуальных анатомических особенностей каждого, и от того, что вы собираетесь делать в конкретный момент времени: стоите, готовитесь сделать шаг или поворот. Главное - ваша опора должна быть сильной и надежной, чтобы удерживать вес вашего тела, как в покое, так и в движении. Тренируем стопы! И тут все упражнения, придуманные врачами ортопедами, будут полезны. Вот мои любимые:

1. Вырастаем на полупальцах максимально вверх, пятки вместе, медленно на десять счетов опускаемся на на всю стопу, пятки по-прежнему вместе.

2. Босой стопой с усилием прокатываем по полу от пятки к носку и обратно несколько раз теннисный мячик. Представляем, что это кусок теста, который пытаемся раскатать в лепешку.

3. Бросаем на пол различные предметы и поднимаем их с пола при помощи стопы. Ваша стопа — это ваша рука! Аналогия стопы и руки мне лично очень помогает в моих занятиях.

4. Продолжаем работать с аналогией «рука- стопа». Я вытягиваю максимально вперед руку, раскрываю ладонь, развожу широко веером пальцы, словно хочу схватить воображаемый висящий в воздухе предмет и хватаю его. Параллельно я проделываю точно такое же движение ногой и стопой. Можно практиковать лежа. В дальнейшем , стоя, делая шаг, я представляю, что моя стопа хватает пол.

Нашли баланс в покое, найдите его в движении!

Это сложно, но нет ничего невозможного. Мысленно чертим линию на полу и начинаем двигаться по ней, словно канатоходцы. При этом я лично кладу одну руку на центр тяжести, другую руку на макушку, и в процессе движения наблюдаю за тем на сколько плавно, спокойно и уверенно передвигается моя «башня» в пространстве. Не забываю дышать. Натягиваю воображаемую резинку, о ней речь шла выше. Регулярное повторение, время и терпение делают свое дело. Это упражнение помогает работать и над балансом и над сцентрированностью, что не мало важно для танго. Понятие сцентрированность, лично мне, значительно ближе, чем понятие «ось» в танго.

Сцентрированность!

Каждая часть нашего тела способна двигаться самостоятельно. Голова, плечи, руки, лопатки, спина, живот, бедра, колени, левая нога, правая нога... и так до бесконечности и порой в разных направлениях. Здорово, что нам доступно бесчисленное множество движений. Однако это может причинять и ряд неудобств, особенно на начальном этапе обучения в танго. Помню, что в начале своего пути, делая шаг, я ощущала, что рассыпаюсь на составные части, правая нога двигалась в сторону, левое бедро подскакивало к уху, голова резко наклонялась вперед, руки прижимались к корпусу. Тело рассыпалось на части! Знаете, как бывает, когда передвигаешь по квартире узкий высокий комод с множеством ящиков, забыв их предварительно закрепить. Ящики поочередно и невпопад вываливаются наружу, и ты, вместо того, чтобы двигаться в намеченном направлении, вынужден их ловить. Мне понадобилось какое-то количество времени, чтобы упорядочить движение всех частей моего организма, относительно центральной линии моего тела! Я не стремилась их жестко зафиксировать, я хотела найти существующую между ними взаимосвязь и укрепить ее! Моя воображаемая резинка мне здорово помогла в этом деле. Я научилась растягивать ее от кончиков пальцев на ногах до кончиков пальцев на руках через все тело.

Продолжаем искать баланс в движении!

Я уже писала, что баланс в покое совсем не тоже самое , что баланс в движении. Движение — это контролируемое падение, условно говоря. Работая над балансом в шаге, я опираюсь на советы Мойше Фельденкрайза, на ощущение сцентрированности и взаимосвязанности частей моего большого организма, и я представляю, что танцор— это звезда, состоящая из противонаправленных в пространство лучей. Эти лучи выходят из моего центра тяжести. Он же является для меня и центром начала движения. Если какая-то часть меня движется вперед, то какая-то часть меня движется в это же самое время назад. Как это тренировать?

1. Упражнение на развитие собственной «Звездности». В состоянии покоя делаем проекцию шагов вперед, назад, в сторону одновременно с движениями в корпусе, которое продолжается в движении руки. Иначе говоря, если правая нога идет вперед, то корпус отвечает небольшой скруткой от линии талии, и движение продолжается в вытянутой вперед левой руке и наоборот. Если правая нога идет назад, то правая рука тянется вперед и чуть вверх. Если правая нога делает проекцию шага вправо, то левая рука тянется влево вверх. Каждый раз растягиваем себя в пространстве в противоположных направлениях. Наблюдаем за расположением ЦТ относительно опоры и за взаимосвязью и положением всех частей организма относительно центральной линии.

2. Повторяем те же действия в шаге.

3. Ходим в линию с максимальной скруткой, когда вперед движется правая нога, левая является опорной, корпус максимально скручивается, таким образом что левая рука вытягивается соответственно вперед. Все тоже самое полезно делать и на шаге назад, помня о том, что если назад идет правая нога, то вперед движется одноименная рука.

Связь между центром тяжести и стопами, контроль за положением точки опоры на стопе, сцентрированность, система «противовесов», когда движение одной части вашего тела вперед компенсируется движением другой части вашего тела назад, все это можно и нужно на моей взгляд тренировать, если вы хотите улучшить свой баланс.

Упражнений на баланс много. Я привела лишь некоторые, которые проверяла на себе лично, и убедилась, что они работают.

Когда я думаю, что такое баланс лично для меня, помимо общепринятой формулировки я вспоминаю о своей связи с полом, с землей, с моими корнями.

Баланс — это не только физическая характеристика качества движения. На баланс влияет наше эмоциональное состояние. Если мы нервничаем, чувствуем себя не в своей тарелке, это плохо скажется на балансе. Мой совет, не танцуйте с тем, с кем вы не можете почувствовать себя спокойно и уверенно, не важно, ведете вы или следуете. Для тех, кто делает свои первые шаги в танго, я полагаю, это особенно важно. Партнеру нужно доверять, и нужно доверять себе, находясь в паре с этим партнером. Это влияет на баланс.

Часто работа над балансом требует попеременной работы с телом, как на физическом, так и эмоциональном уровне. Я спокоен и уверен в себе, могу спокойно и уверенно двигаться в любой момент времени в любом направлении. И вис-верса: я могу в любой момент времени двигаться спокойно и уверенно в любом направлении, поэтому я спокоен и уверен.

Баланс в целом — это бесконечная увлекательная работа над собой!

Баланс в движении — это наша свобода в танго!

Чуть больше и подробнее о балансе в душе, в мыслях и в теле на моих уроках по технике движения. Приходите!

P.S. Сопровождающие фотографии со мной выбраны с позиции моего наилучшего баланса! Максимальная площадь опорного основания и минимальное расстояние от центра до опорного основания!)))

Саша Трофимова

-2