Найти тему
ГОРКОМ. МЕДИА

Здание ВНИИБ. Спасли?

В Санкт-Петербурге на 2-м Муринском проспекте не стихает ожесточённая борьба за задание Всероссийского научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). Историческое здание хотят снести ради строительства
11-этажного жилого комплекса.
Петербургские активисты каждую субботу проводят сходы в защиту здания.

Строительство в районе площади Мужества неоднократно встречало противодействие местных жителей, и на то есть две основные причины. Во-первых, жители опасаются за сохранность своих домов. Грунт под зданиями насыщен подземными водами, и многоэтажное строительство с устройством котлована может превратить соседние дома в аварийные, а также спровоцировать очередной размыв, который можем привести к массовой трагедии.

С другой стороны, жители страдают от недостаточно развитой социальной инфраструктуры района. Новые многоэтажки могут лишь усугубить ситуацию — количество жильцов прибавится, а количество объектов социального обеспечения останется прежним. Поэтому одна из главных идей местных активистов заключается в том, чтобы в здании бывшего ВНИИБ организовать детско-юношеский клуб или другое подобного рода заведение. Горожане хотят, чтобы здание ВНИИБ было выкуплено городом и передано под социальные нужды. Тем более, что для этой функции оно вполне подходит.

Легендарная Сталинка

Здание ВНИИБ — выдающееся творение советского архитектора Бориса Журавлёва, возведённое в 1930-е годы в стиле сталинского неоклассицизма. Деятельность института с первых дней его создания была самым тесным образом связана с развитием целлюлозно-бумажной промышленности. В предвоенные годы разработку и внедрение сухого способа производства длинноволокнистой бумаги сотрудникам была присуждена государственная премия.

В годы Великой отечественной войны научно-исследовательский институт бумаги не закрылся, продолжая работать на нужды военной экономики. После войны институт направил все силы на оказание технической помощи предприятиям отрасли для их скорейшего восстановления и возобновления производства.

За время своего существования институт был удостоен многочисленных Государственных премий за разработку новых промышленных технологий. В 60-е годы институт активно включается в исследовательские и опытные работы по освоению лесных богатств Сибири и Дальнего Востока. В 70-80-е годы ВНИИБ осуществил внедрение принципиально новых специальных фильтрующих материалов для Волжского и Камского автомобильных заводов, а также разработал и внедрил систему замкнутого цикла водопользования.

На все эти достижения в прошлом. Отечественная наука сегодня не в чести, и институт прекратил свое существование, как и многие другие исследовательские организации. Когда нет своей промышленности, своя наука становится не нужной.

ВНИИБ сегодня.

Сегодня открытое акционерное общество ВНИИБ, зарегистрированное
в 1993 г. находится в процессе ликвидации. Борьба продолжается лишь за здание, которое планируется снести после ликвидации института. За весь постсоветский период Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) не посчитал присвоить зданию охранный статус и отказал в признании его объектом культурного наследия. Некоторое время в нем располагался бизнес-центр, но теперь и он покинул эти стены.

В апреле 2019 года ФСК "Лидер" покупает здание НИИ бумажной промышленности с участком земли у площади Мужества, чтобы отстроить высотный жилой дом. В ноябре 2020 года проект застройки ВНИИБ сменил владельца, в связи с чем участок переходит к холдингу "ФСК". В ноябре 2020 года сделка сорвалась, к судебным разбирательствам.

В настоящий момент суд временно приостановил разрешение на строительство на данной территории. Это вселяет в активистов, вставших на защиту здания, некоторую надежду. Однако процесс спасения здания не завершён. В канун мартовских праздников КГИОП уже во второй раз отклонил предложение о внесении здания бывшего ВНИИБ в список объектов культурного наследия. А это значит, что вопрос о возможности сноса здания не закрыт. И жители района на общественных сходах продолжают вести борьбу за достижение своих целей.

Как закончится этот один из многочисленных эпизодов борьбы наших граждан за достойную среду обитания, сказать сложно. Когда на стороне крупных инвесторов начинают выступать государственные чиновники, интересы граждан редко удаётся отстоять. Пока сами петербуржцы не получат возможность участвовать в управлении городским хозяйством, подобные "инциденты" будут возникать в удручающей регулярностью.

Андрей Шевченко.

+