14 April, 2015
Шаг за шагом поднимаясь вслед за Хозиером по ступенькам его карьерной лестницы, Стюарт Кларк беседует с людьми, которые сыграли ключевую роль в его стремительном восхождении, и с теми, кто с гордостью вскоре будет смотреть, как он станет хедлайнером на открытии Longitude .
Сейчас 7:15 вечера, бодрящее весеннее воскресенье, я сворачиваю на 34-ю улицу и вижу огромную толпу, собравшуюся перед манхэттенским Hammerstein Ballroom, который вмещает 2200 человек. Во избежание давки, когда через 45 минут откроются двери, люди из службы безопасности выстраивают людей в максимально упорядоченную очередь, учитывая обстоятельства.
Эндрю Хозиер-Бёрн в городе, и билетов на шоу уже не найти. Один спекулянт просит и получает от отчаявшегося фаната 200 долларов за билет. Слышу, как одна женщина дает указание своей дочери: «Когда мы войдем, сразу двигайся вперед! В туалет зайдем позже».
Складывается ощущение, что у них где-то в законе прописано, чтобы каждый американский журнал или газета характеризовали Хозиера как «мгновенную сенсацию». Это можно понять, учитывая неприличную скорость, с которой "Take Me To Church" взлетела в Billboard Hot 100, достигнув второго места перед Рождеством. Там же она остается на довольно таки высоком 12 месте полтора года спустя после релиза. Но на самом деле очень много усилий было вложено в создание новой мировой рок-звезды из Ирландии.
«Вы не можете просто так «взяться из ниоткуда» с настолько совершенным альбомом, как у Эндрю», - говорит его менеджер Кэролайн Дауни, она же совладелица MCD. - Он пел с Anúna, Nova Collective, Zaska и Trinity Orchestra, а с 2012 года выступает самостоятельно. Эндрю учился в одном классе с моей дочерью, я увидела его выступление в школе и попросила прислать мне материал, что он и сделал. Мы записали демо, чтобы попытаться показать его Universal здесь, в Ирландии, но это не сработало, поэтому он ушел и начал работать самостоятельно на своем чердаке».
«Я помню, как Кэролайн позвонила мне и сказала: "Я судила этот конкурс талантов в школе Сент-Джерард в Брэе. У парня, который его выиграл, невероятный голос. Можно ему прийти к вам показаться?’” — вспоминает генеральный директор Universal Ireland Марк Кроссингем. «Он тогда пришел и покорил весь наш офис, но это не были его собственные оригинальные песни. Голос был великолепен, но ему нужно было уйти и развить свой писательский талант».
Как заметила Кэролайн Дауни, это было незадолго до того как на его чердаке началось волшебство.
«Когда он прислал мне эти записи, я сказал Денису (Десмонду, ее мужу): "Это очень хорошо. Он великолепен, он талантлив, мы должны поработать с ним на Rubyworks. Это звукозаписывающий лейбл, которым управляет Найл Макиан. Найл проделал большую работу, чтобы вывести дуэт Rodrigo y Gabriela на международный уровень. Ему понравились песни, и он договорился о работе с парой продюсеров, но из этого снова ничего не вышло. А потом он пригласил Роба Кирвана, с которым Эндрю сразу же нашел общий язык».
Кирван из Дублина, это очень опытный инженер и продюсер, который раньше работал с U2, 30 Seconds To Mars, The Horrors, Depeche Mode и PJ Harvey, а недавно он снова начал с ней работать.
«Rubyworks прислали мне три чердачных демо, которые он сделал для первого EP «Take Me To Church», - вспоминает Роб. — Они хотели, чтобы я попросил Эндрю переписать вокал, а затем просто смикшировать треки. Но потом, когда мы добрались до звучания, то сделали прямо противоположное - переделали все, кроме вокальных партий, которые он записал в доме своих родителей. Я сказал ему: «Структура идеальна. Они действительно необычные и интересные; давай оставим всё как есть».
«Это было в мае 2013 года. Думаю, его зацепил тот факт, что я работал с Пи Джей Харви. Когда позже мы записывали альбом, то слушали много Feist и фрагменты песен St. Vincent, Little Dragon и The National. Не для подражания, а как ориентир. С точки зрения текстов и структуры он полностью сформирован как автор. Главное, над чем мы работали, - это звучание и акустика. Здесь было где разгуляться».
Кирван развеивает миф о том, что виртуозное вокальное исполнение Хозиера на альбоме является результатом многократных дублей в стиле Fleetwood Mac.
«У Эндрю невероятно потрясающий голос, он действительно может петь, как птица. Иногда в плане музыки он думает: "Это мне надо переделать" . У него идеальный слух, чего не скажешь обо мне, – но три или четыре дубля максимум, и мы получили то, что нужно».
«Моя студия - не то что в Star Trek , - размышляет он. - Это просто гостиная с грудой оборудования, поэтому не думаю, что он был чем-то напуган. Он немного нервничал, представляя свое творчество тому, кого он не очень хорошо знал в то время, но вскоре его отпустило».
Роб признает, что удивлен тем, что карьера Хозиера взлетела так быстро.
«Я знал, что он нереально хорош, но думал, карьера его будет развиваться медленно и плавно, как у Ника Кейва. Ну то есть, пять лет бегать на беговой дорожке, а потом получить настоящее признание. Однажды я работал с Delorentos над их альбомом, и они спросили: «Ты слышал того парня? Он просто потрясающий.» Они показали мне видео на "Take Me To Church" , которое в тот момент набрало 350 000 просмотров за четыре дня, и я подумал: «Да, я же помню, как это делал!» Некоторые люди говорят, что ему просто повезло с этим видео, но я думаю, что он по-любому покорил бы весь мир.”
Роб возобновил свои студийные отношения с Хозиером в январе, когда они переделывали "Work Song" , чтобы выпустить в качестве сингла.
“У парня и двух секунд нет свободного времени,” замечает он. “Я надеюсь, что ему это нравится, что он не переживает по поводу того, что должен писать следующий альбом. Я полагаю, что это и есть успех, не так ли? Когда у тебя нет времени писать второй альбом. Вот о чем все мечтают!”
Хоть Кэролайн Дауни и была покорена его талантами, но она настаивает на том, что стать менеджером Хозиера изначально не входило в её планы.
«Все началось с того, что я просто хотела ему помочь. Одновременно с тем как Эндрю взяли в Rubyworks, мы попросили одного из букеров MCD, Джона Фоули, чтобы тот дал ему возможность выступать на разогреве, приобретая тем самым опыт работы на гастролях. Он ездил с Original Rudeboys и сыграл на последнем Oxegen в августе 2013 года, так что он определенно прошел боевое крещение».
«В какой-то момент на Rubyworks задали резонный вопрос: «Кто будет его менеджером?» Я думаю, Эндрю и его родители просто предположили, что это буду я, поэтому, к своему удивлению, я сказала: "Хорошо, я попробую". Честно говоря, проведя полжизни за управлением MCD, я столкнулся практически со всем, с чем можно столкнуться в музыкальной индустрии. У меня также есть очень четко откалиброванный детектор дерьма, который не раз пригодился! Rubyworks — наш флагман здесь, в Ирландии, в Великобритании мы работаем с Island и с Universal в Штатах».
Сделку с Island заключали при посредничестве Марка Кроссингема, который тогда лично посетил то шоу на Oxegen.
«Кэролайн организовала ему место в одной из палаток, - говорит Марк, - и я был поражен тем, насколько он хорош. Были небольшие технические проблемы, но он прекрасно с ними справился. И я подумал: «У него есть то, что нужно». В наше время смотреть живое шоу — это что-то невероятное».
«Как бы то ни было, я отправил Даркусу Бизу, президенту Island, видео «Take Me To Church», и через несколько минут он ответил: «Мне нравится, мы должны подписать с ним контракт. С кем мне поговорить?» Я связал их с Кэролайн, которая проделала отличную работу в тандеме с Rubyworks. После этого сделку заключили довольно быстро».
Видео «Take Me To Church», так впечатлившее Биза, который ранее подписал контракт с Эми Уайнхаус и Florence + The Machine (и отчасти по этой причине получивший Орден Британской Империи), было снято парнем из Корка — Бренданом Канти и его командой Feel Good Lost.
«Я услышал "Take Me To Church", когда она была выложена для бесплатного скачивания, и подумал: «Эта песня чертовски потрясающая!» - рассказывает он нам. “Я написал об этом в Твиттере, а через 20 минут Роджер Куэйл из Rubyworks позвонил мне и спросил, не хочу ли я снять видео, и я ответил: "Да". Первоначально бюджет составлял 1000 евро, но я сказал, что это слишком мало для того, что мы собирались сделать, поэтому мы остановились на 1500 евро! С ума сойти, когда думаешь, сколько он стоит сейчас… но тогда для нас это были нормальные деньги».
«Изначально наша идея заключалась в том, чтобы показать давление на людей со стороны тоталитарного государства в религиозном аспекте, но Эндрю сказал: «Почему бы не рассмотреть это под гомосексуальным углом, показав, что происходит в России?». В то время это было очень актуально. Шкатулка и попытка её спрятать были метафорой их любви».
На вопрос, каковы были его первые впечатления от Хозиера, Брендан ответил: «Это был очень скромный, интеллигентный парень с четким представлением о том, что хочет сделать, но в то же время он был открыт для сотрудничества. Я думаю, он знает, когда может довериться людям. Он сказал: «Вот мое предложение, но если вы хотите подойти к нему по-другому…» Я недавно встретил Эндрю на фестивале Iceland Airwaves, и, как ни удивительно, учитывая все, через что он прошел, он нисколько не изменился».
Концепцию согласовали, и Кэнти предстояло найти нужных людей, чтобы сделать всё, как было задумано.
«В сценах поцелуев и во всем остальном важно, чтобы у актеров было четкое понимание того, к чему мы стремимся. К счастью, я знаю этих парней, Эммета О'Риабхея, Дэниела Кулана и Патрика Шихана. У них есть комедийная группа Derrynane Robot Club, с которой я работаю с 16 лет. Они классные актеры, но что самое главное — они лучшие друзья и доверяют друг другу на все 100%. Они натуралы, но очень либеральны и поддерживают борьбу с гомофобией».
«Если говорить о локации, городской пустырь снимали в Togher - пригороде Корка, а тот дом принадлежал моей тётушке. Мы смогли тогда разжечь костер на ее земле, что упростило нам жизнь».
Как бы ни был он доволен конечным продуктом, Брендан даже в самых смелых мечтах не ожидал, что видео наберет 163 миллиона просмотров на YouTube.
«Всё начиналось довольно плавно, но потом я получил сообщение от Эндрю, в котором говорилось: «Видео появилось на Reddit», и на следующее утро, черт возьми, у него было сто тысяч просмотров. Потом появились такие люди, как Стивен Фрай и Huffington Post, которые писали об этом в Твиттере, выкладывали посты, и число просмотров выросло до миллиона, десяти миллионов, двадцати миллионов. Вы никак не можете предугадать такую реакцию».
«Интересно, что позже я встречался с главой Polydor Ричардом О'Донованом, и он сказал: «Я поговорил с ребятами из своей команды, которые занимаются видео, и мы сошлись на том, что если бы нам в голову пришла такая идея как в «Take Me To Church», мы выкинул бы её в окно. Это было слишком рискованно». И это на самом деле было рискованно. Один неверный шаг, и это могло стать полной противоположностью и оказалось бы направленным против геев. Это очень деликатная тема».
Создание этого видео, дало серьезный толчок режиссерской карьере Кэнти.
«Мы подписали контракт с лондонским агентством Lock It In, которое набирает людей, делающих видео для Бейонсе, Haim и Фаррелла Уильямса”, - с энтузиазмом говорит он. “Пока мы тут беседуем, я редактирую красивое видео для британского проекта Seafret. Они были на разогреве у Хозиера в Лондоне. Это блестящая поп-песня, которую мы обработали в стиле "Where The Wild Things Are". Потом мы будем снимать для Гэвина Джеймса суровое, зрелое видео о Дублине в самом центре города. Ассоциации с Хозиером определенно открывают для нас двери».
Еще одним поворотным моментом в карьере Хозиера, по словам Кэролайн Дауни, стала его поездка в марте прошлого года на фестиваль South By South West 2014 года в Остине, штат Техас.
«Из 3000 выступающих артистов он вошел в десятку лучших. И когда мы приехали в Лос-Анджелес, сразу же услышали от ди-джея на радио: Это было грандиозно», - вспоминает она. «Его пригласили сыграть в епископальной церкви Св. Давида люди из Communion Music, в том числе там был клавишник из Mumford & Sons Бен Ловетт. Каждый ТВ-букер от шоу Эллен и Джимми Фэллон до Джимми Киммела и Saturday Night Live сидели с нами в одном ряду и хотели пригласить его к себе. Здесь и сейчас. Мы сразу поняли, что он будет сильно связан с Америкой, причем очень быстро».
Наряду с сетами Ника Малви, Сэма Смита и Вэнса Джоя, выступление Хозиера в Сент-Дэвиде стало легендой SXSW. Кэтрин Баумбах, журналист Hot Press, была на другом его показе в Остине в более безбожном Maggie Mae’s.
«У них в Gibson Room есть крошечная сцена, на которую он каким-то образом умудрился втиснуть свою группу, струнную секцию и бэк-вокалистов», - вспоминает она. - Там было меньше представителей индустрии, чем в Сент-Дэвидсе, и все они были потрясены. Ещё днем я разведала этот классный переулок, чтобы позже устроить фотосъемку, но когда мы вернулись в 10 вечера, там околачивалась дюжина наркоманов. Он сказал: "Э-э, пожалуй, не стоит". Так что мы нашли другое место рядом с Maggie Mae’s и сделали несколько отличных снимков. Несмотря на то, что SXSW был очень важен, Эндрю выглядел довольно расслабленным. Никто не знал, кто он такой, поэтому не приставал к нам. Сомневаюсь, что сегодня это бы прокатило!»
Эти «поворотные» моменты, как называет их Кэролайн Дауни, не заканчиваются.
«Многие люди думали, что участие в шоу Victoria's Secrets было странным решением с нашей стороны, но на самом деле это был очень умный ход, потому что он открыл его для совершенно иной аудитории”, - настаивает она. “И какой 24-летний парень в здравом уме не захочет стоять на сцене с кучей моделей в нижнем белье Victoria's Secrets?»
"У шоу была аудитория в десять миллионов человек, оно шло в 180 странах, так почему бы не сделать это? Было весело, все были очень милы, так что это был беспроигрышный вариант».
«Ещё одним важным событием, конечно, был дуэт с Энни Леннокс на «Грэмми» в феврале этого года. Они встретились в понедельник, репетировали во вторник, в среду был саундчек, в четверг у Эндрю был свой собственный концерт, с камерой работали в пятницу и выступали на самой церемонии в воскресенье. Это была гениальная задумка продюсера "Грэмми"- свести эту пару. Оба они черпают вдохновение в классической соул-музыке. Он нравился ей, она нравилась ему, и вместе они отлично справились.
«На этой неделе Эндрю на обложке Billboard, что тоже неплохо с точки зрения узнаваемости».
Это для американского музыкального рынка своего рода Библия. Здесь на обложке подопечный Кэролайн изображен на кушетке в компании Father John Misty и Бриттани Ховард из Alabama Shakes. "Крутые детки Коачеллы". Когда Эндрю спрашивают о его первом фестивальном опыте, он вспоминает: “Мне было 16. Я прождал на поле перед сценой несколько часов, чтобы увидеть Джеймса Брауна. У меня ломило спину, и весь день я чуть не падал в обморок. Я должен был оказаться в первом ряду, и это было невероятно».
«Фестиваль Coachella был для него большим событием, равно как и выступление на разогреве у Foo Fighters в Slane и в качестве хедлайнера в пятницу вечером на Longitude», - говорит Дауни. «Возвращаясь к Victoria’s Secrets… На каждое принятое предложение, приходится намного больше тех, что мы отклоняем. Основная часть моей работы в качестве менеджера заключается в том, чтобы говорить Эндрю: «Это нам подходит, а это, скорее всего, не очень…» Когда меня нет с ним рядом, мы переписываемся и говорим по телефону, если что-то надо серьезно обсудить. Он хорошо разбирается в жизни и индустрии и не нуждается в материнской опеке. На случай чего, с ним в дороге всегда есть отличная команда».
Многие артисты ждут того часа, когда займут какое-то весомое положение, получат признание, прежде чем начинают заявлять о своих убеждениях и отстаивать свои принципы. Но Хозиер начал сразу с антигомофобного послания в видео 'Take Me To Church’. Пусть он и не стремится вызвать бурную полемику на этот счет, он в то же время не избегает ее.
«Тихий парень или нет, но он высказывает свое мнение, - утверждает Марк Кроссингем, - от этого его музыка становится ещё более честной».
«Он очень умный и интеллигентный. Он из семьи, где будут говорить о том, как прошёл день и обсуждать разные темы за обеденным столом”, - говорит Кэролайн Дауни. - Это не изменится только потому, что он стал достоянием общественности. Он рос в очень творческой среде — его брат занимается кино, мать — художница, отец — бывший барабанщик в группе. Если вы зададите ему вопрос, он ответит честно и не задумываясь: "Боже, я что, был здесь политкорректен?" – но в то же время он не хочет быть проповедником. В этом бизнесе иногда безопаснее не высказывать своего мнения, но Эндрю устроен по-другому».
И вы воочию можете в этом убедиться. Когда в прошлом месяце независимый ирландский сенатор Фидельма Хили Имс написала в твиттере: “С Днем матери всех! Надеюсь, мы сможем продолжать праздновать его после того, как однополые браки будут отменены. В некоторых штатах США День матери и отца запрещен.” Это фактическая неточность, которая восемь часов спустя вызвала ответ Хозиера, в котором он высмеивал ее “нелепую ассоциацию равенства однополых браков с лишением семей права праздновать материнство.”
Ранее в марте "Take Me To Church" побудила Рика Макдэниела, пастора из Ричмонда, штат Вирджиния, написать “открытое письмо” Хозиеру в The Christian Post.
“Дорогой Эндрю, - писал евангелист, - я уже давно собирался это написать, но когда увидел твое выступление на” Грэмми“, это окончательно подтолкнуло меня к действию. Когда я впервые услышал о "Take Me To Church" , я был заинтригован. Я думал, хорошо бы кто-нибудь написал песню о походе в церковь. Я слушал песню, мне нравился твой голос, мне нравилась аранжировка, и мне нравилась песня. Но потом я снова прислушался, прочитал текст, и мои мысли резко изменились. Песня звучала хорошо, пока смысл слов не начал доходить до меня: "Я буду поклоняться, как собака, в святилище твоей лжи/ Я расскажу тебе о своих грехах, чтобы ты мог наточить свой нож/ Каждое воскресенье становится все более мрачным, свежий яд каждую неделю/Это прекрасная высокая лошадь, что у тебя в конюшне?/ У нас много голодающих верующих.
Но почему столько ненависти? Ложь, яд, нож. Каждое воскресенье становится все более мрачным для голодающих верующих. Действительно? Судя по интервью, ты, похоже, испытываешь враждебность к Католической церкви и определенно не согласен с российскими законами против гомосексуалистов. И все же обвинять все христианство кажется довольно суровым. Стоит отметить, что ты написал эту песню, когда тебе было всего 22 года. Твой коллега ирландский рокер Боно пришел к совершенно иному взгляду на Церковь и христианство, имея несколько больший жизненный опыт. Может быть, спустя время, и больше пообщавшись с последователями Христа, возможно, ты изменишь свое мнение».
Будьте уверены, Мэрилин Мэнсон, Роб Зомби и Оззи Осборн сказали бы ему, что когда ты вызываешь раздражение у евангельского христианина, ты делаешь что-то правильно!
С коммерческой точки зрения есть огромный соблазн держать Хозиера в дороге, пока он не выжмет все из своего одноименного дебютного альбома, но этого не произойдет.
«Мы мысленно провели черту под вопросом, когда ему заканчивать гастроли. Это конец февраля 2016 года, - рассказывает Кэролайн Дауни. - В августе у Эндрю будет две недели отпуска, а потом он вернется в Австралию в октябре. Это его решение. Не моё и не звукозаписывающей компании. Он может вернуться в студию через 10 месяцев и провести столько времени, сколько захочет – год, два года, даже три, – делая свою вторую пластинку. На него не будет оказываться никакого давления или ограничения по времени».
Вернувшись на Манхэттен и убедив скептически настроенного охранника в том, что мы в списке гостей, перемещаемся к началу очереди в Hammerstein Ballroom. Большой холл с бельэтажами старого бродвейского дома и липким бетонным полом ночного клуба. Джордж Эзра, еще один певец и автор песен, широко известный в Штатах, открывает концерт и дает короткое, но впечатляющее выступление, особенно взволновав молодую аудиторию своим хитом «Будапешт».
К тому времени, как Хозиер выходит на сцену, атмосфера накаляется до предела. Музыка уроженца Уиклоу корнями глубоко уходит в американу – сильны влияния как чикагского и дельта-блюза, так и джаза и госпела. Он соул-певец, который занимался этим с самого детства и до своего короткого пребывания в Тринити, но его звучание как музыканта в значительной степени зависит от его способностей как писателя. Его лирика сложна и часто парадоксальна – Хозиер-романтик, одержимый смертью и разложением. Такое же мрачное величие проявляется и в его музыке, хотя аранжировки и постановка всегда дружелюбны к слушателю. Это умелое сочетание света и тени, которое позволило ему как стать понятным для широкой аудитории, так и по-королевски разозлить пасторов библейского пояса.
Рядом с нами на партере Джоди, писательница тридцати лет из Нью-Йорка. «Я слышала его на местной радиостанции, и после одной песни меня зацепило - мне всё мало», - с энтузиазмом говорит она. «Я хотела поддержать его, придя на одно из его шоу». Пока мы разговариваем с Джоди, молодой, довольно пьяный парень, подслушавший наш разговор, кричит: «Вы передайте ему: «Черт возьми, спасибо, потому что мы его чертовски любим!»
Такая головокружительная степень возбуждения является нормой в тот вечер, который подчеркивает новообретенный звездный статус Хозиера в США. Его окружает группа, которая, кроме барабанщика Рори Дойла, состоит исключительно из женщин (*не ясно, за кого автор статьи принял Аленса?). На протяжении всего концерта он остается спокойным и собранным, и без видимых усилий хладнокровным. Во время выхода на бис мы протискиваемся в конец зала, где пары медленно танцуют и целуются под музыку.
Как только концерт заканчивается и зажигается свет, мы пишем Патрику, нашему фотографу, чтобы он встретил нас у стола с мерчем, чтобы мы могли сделать пару снимков внешнего вида заведения. Это легче сказать, чем сделать. Вестибюль быстро превращается в столпотворение людей, жаждущих получить футболку или компакт-диск.
Одной из поклонниц, которые покупали футболки, была Анджела Вандербильт, 18-летняя девушка, приехавшая из Нью-Джерси. Мы спрашиваем ее, как она открыла для себя Хозиера. «Это немного неловко, - улыбается она, - но я фанатка Тейлор Свифт. Он пел перед её выступлением, и я тогда подумала: «Кто этот парень?» Затем я нашла его на YouTube и увидела это невероятное живое исполнение «From Eden». Я подсадила на его музыку всех своих друзей, что довольно круто. Он просто потрясающий».
Последнее слово остается за Марком Кроссингемом, который отмечает: “В данный момент в Ирландии мы работаем над нашим пятым синглом Хозиера - "Someone New’. Песня №2 в чате, а значит, это его самый большой радио-хит здесь. Весь остальной мир по-прежнему слушает "Take Me To Church". К тому времени, когда они наверстают упущенное, я действительно думаю, что вы увидите цифры порядка Адель»