Источник фото: http://elektronmusikstudion.se/events/2017/836-tonsaettaren-folke-rabe-har-gatt-ur-tiden
Композитор родился 28 октября в 1935 году в Стокгольме, Швеции. Выпускник Королевского музыкального колледжа, где обучался у таких педагогов, как: Карл-Биргер Бломдаль, Ингвар Лидхольм, Дьёрдь Лигети и другие.
Фольке Рабе преимущественно сочинял камерную музыку. Но в его репертуаре имеются и сочинения для оркестра, вокальные произведения, вокальные сочинения для хора и т.д. Также он писал музыку для нескольких фильмов («Человек, который оставил автомобили», «Нет гамбонов на Луне» и «Сломанный»), увлекался электронной музыкой. Умер композитор в Стокгольме 25 сентября 2017 года, в возрасте 81 года.
Медные духовые инструменты занимали важное место в жизни композитора. В конце 20-го века он сочинил достаточное количество произведений для медных духовых: “Тинтомара” для трубы и тромбона, “Челюстная пятерка” для тромбона и 6-ти ударных инструментов. Также в его репертуаре имеются произведения для сольной трубы, концерт для трубы и симфонического оркестра, концерт для валторны и струнного квартета и др. В качестве тромбониста он приглашал исполнять свои произведения Кристиана Линдберга.
"Баста" была написана в 1982 году и посвящена выдающемуся шведскому тромбонисту Кристиану Линдбергу. Тогда он учился в Королевском музыкальном колледже (Стокгольм, Швеция). Произведение было заказано Колледжем в рамках проекта по продвижению репертуара для тромбона, в особенности сольных произведений. На концерте в рамках этого проекта впервые прозвучала "Баста" в исполнении Линдберга.
Композитор в начале 80-х годов сочинял серию маленьких виртуозных пьес для солистов на разных инструментах. "Баста" была первой из этих пьес. Особенность данного произведения заключается в использовании новых техник исполнения. Например, на протяжении всего произведения можно неоднократно услышать аккордовую игру на инструменте.
В 1982 году данная техника поразила слушателей своей необычностью, к тому же ею владели далеко немногие. Стоит отметить, что композитору так понравилась игра Линдберга, что в 1990 он пишет Концерт для тромбона с оркестром “Все люди одинокие..”, где он также использует аккордовые звуки. Помимо этой техники он использует “кулисное тремоло”: быстрое чередование основных и вспомогательных позиций с сохранением ноты. Этот метод игры подсказал Линдберг композитору, когда тот работал над произведением.
Рабе всегда говорил, что когда он сочинял "Баста" для тромбона соло, он не предполагал ее “программу”. Позже у него появилась идея.
С итальянского “баста” переводится как “хватит, достаточно”. В начале произведения исполнитель должен в спешке выбежать на сцену, сметая все на своем пути: стулья, пульты, и сразу начать играть. После последней ноты исполнитель должен резко убежать со сцены.
Фольке Рабе говорил, что исполнителя можно воспринимать как своего рода посыльного, который спешит доставить свое сообщение всем, но в конце концов у него заканчиваются силы и терпение, и он кричит: «Баста!» и бросается прочь. Однако композитор не хотел, чтобы эту трактовку воспринимали как абсолютную истину. Ведь каждый может передать свой взгляд на данное произведение.
Эта пьеса очень виртуозна, порой вызывает чувство стресса и спешки, особенно в конце, когда мотивы и их фрагменты перемешиваются, а фразы все никак не могут закончиться.
А теперь послушаем фрагмент "Басты" в исполнении Максима Старшинова. К сожалению, во время экзамена ронять пульты администрация консерватории не разрешила))