Найти тему

Основа основ. Почему за музыку нужно платить?

Сложно представить заведение, в котором не играет музыка. Она есть везде — в ресторанах, барах, кафе и кофейнях, магазинах, бутиках, торговых центрах, спортзалах и так далее.

-2

И вот вы — счастливый бизнесмен , у которого идут дела в гору. Вы спланировали интерьер, продумали меню, набрали персонал.
И задумываетесь о том, что нужна еще и какая-то музыка. Хотя, слово
«какая-то» тут не совсем уместно. Музыка должна подходить под атмосферу заведения.

А еще музыка должна быть легальной . Почему так?

-3

В российском законодательстве есть такая штука, называется «интеллектуальная собственность». Это право создателя использовать результаты своей умственной и / или творческой деятельности тем или иным способом. И за свои интеллектуальную деятельность любой автор должен получать деньги . Это регулируется 4ой частью Гражданского кодекса Российской Федерации.

А еще существуют авторские и смежные права на интеллектуальную собственность. И эти права регулируются Римской конвенцией и Всемирной конвенцией об авторском праве. Россия одна из стран, подписавших эти конвенции.

Если человек слушает музыку дома, сидя на диване, или в наушниках на прогулке — это использование в личных целях. Тут всё просто, стриминговых сервисов полно, оформляй подписку на любой — и вперед.

-4

Сложнее с воспроизведением музыки в коммерческих целях. Дело в том, что это уже публичное использование. А право на публичное использование и исполнение есть у автора, и у компании, которая владеет лицензионным договором, он то и дает право на публичное исполнение. Это исполнение композиции в открытом для посещения месте, где могут находиться много людей, которые не относятся к кругу семьи. К тому же, если играющая в заведении музыка подобрана нужным образом, владелец бизнеса извлекает из нее выгоду.

Так вот. Без лицензионного договора с автором или правообладателем и без выплат роялти публичное использование музыки НЕЗАКОННО! Размер штрафа за незаконное использование варьируется от 10 тысяч рублей до 5 миллионов за одну композицию.

Для защиты авторских прав в России есть аккредитованное некоммерческое общество по коллективному управлению имущественными правами (ОКУП) под названием Российское авторское общество (РАО). Соответственно, для защиты смежных прав есть свой ОКУП — Всероссийское общество интеллектуальной собственности (ВОИС). Две эти организации по умолчанию защищают всех авторов и исполнителей и следят за тем, чтобы авторы и правообладатели получали положенный по закону роялти.

Есть также организации-посредники, которые занимаются непосредственно музыкой для бизнеса, например, БУБУКА .

-5

Зачем нужны ОКУПы и коммерческие организации-посредники? Все очень просто — именно они следят за тем, чтобы авторы получали положенный им роялти . К тому же, именно эти организации могут защищать в суде пользователя, к которому есть претензии у правообладателя. Или защищать интересы автора, права которого были нарушены. Все организации обязаны собирать отчетность, благодаря которой формируется роялти.

И да, государственная аккредитация у РАО и ВОИС не означает , что пользователь обязан заключать договор именно с ними. Аккредитация означает только то, что по умолчанию две эти организации защищают всех авторов, которые не забрали из их реестра свои композиции . И такие ситуации бывают, да.

-6

Вернемся к нашей ситуации — вы бизнесмен, и перед вами встает проблема. В заведении должна играть музыка, но у вас нет лицензионного договора. И что же делать? Варианта три.

1. Заключение договора напрямую с автором или правообладателем. Сложно! Д олго! З атратно! Не каждый правообладатель вообще пойдет на диалог и согласится, чтобы в каком-нибудь баре в сибирском городке играли их песни. Правообладателей много и договариваться со всеми замучаешься. А еще можно выйти на автора, у которого с лейблом заключен договор исключительной лицензии.

2. Заключение договора с ОКУПами. Во-первых, повторим еще раз. Никто не обязан заключать договор с аккредитованными организациями — ни авторы, ни пользователи. У РАО и ВОИС обширная медиатека, но есть несколько больших минусов. Во-первых, тарифы у РАО / ВОИС довольно высокие. Расчет стоимости для пользователей у них не совсем ясный. Во-вторых, отчетная система непрозрачная и отчеты необходимо создавать своими руками. В-третьих, база РАО / ВОИС хоть и обширная, но есть авторы, которые забирают свои треки из их медиатеки.

3. Заключение договора с организацией -посредником, например, с БУБУКОЙ. У которой есть договоры с авторами и правообладателями, вся отчетность автоматизирована, тарифы четкие, цены честные. Удобное приложение с возможностью управления и контроля из личного кабинета со смартфона, планшета или компьютера. К тому же, БУБУКА предоставляет полную юридическую защиту своим пользователям.

-7