208 подписчиков

Сквозь время: Mafia: The City Of Lost Heaven

По настоящему культовые вещи становятся такими лишь спустя долгое время. Это вполне справедливо относится и к играм.

По настоящему культовые вещи становятся такими лишь спустя долгое время. Это вполне справедливо относится и к играм. Несмотря на то, что сейчас время ремастеров и ремейков, к настоящей классике так и тянет возвращаться. Но вся ли классика хороша и достойна того, чтобы ознакомится с ней сейчас? Олды и фанаты воскликнут, что однозначно стоит, однако, если посмотреть на вещи реально, то всё далеко не так однозначно. И с такой мыслью я решил создать новую рубрику, где я буду обозревать всем хорошо известные игры, но не с точки зрения ностальгии, а более трезво и осознанно. И начать я решил с одной из любимых игровых серий, а именно Mafia. И сквозь время я взгляну на культовую и самую знаменитую игровую гангстерскую сагу Mafia: The City of Lost Heaven. Так что устраиваетесь поудобнее и погнали!

Но сначала немного истории:

Команда разработчиков Illusion Softworks в тематической фотосессии к выходу игры
Команда разработчиков Illusion Softworks в тематической фотосессии к выходу игры

Изначально, первая Мафия не была игрой про стрельбу, да и мафией она не называлась. В Illusion Softworks тогда делали гоночную игру Gangster в том же сеттинге. Однако, как это бывает в процессе разработки, все менялось, вместо предыдущего движка от Hidden and Dangerous написали новый LS3D engine, Даниель Вавра писал сюжет и игра потихоньку приобретала тот вид, который мы прекрасно знаем. Наконец в 2002 году парни из чешского городка Брно представили миру Mafia: The City Of Lost Heaven. И для того времени игра была принята очень тепло, так как тогда из конкурентов у неё была разве что GTA III.

Стрельба будет в игре часто, но не ожидайте, что она будет простой.
Стрельба будет в игре часто, но не ожидайте, что она будет простой.

Однако что тогда, что сейчас игра была немного не однозначна. И начну свою критику с геймплея. И дело тут не в линейности самой игры, так как сюжет там шикарен. Проблема первой Мафии в её сложности. Если точнее, то игра пыталась уйти в реализм, что похвально, но из этого вытекает то, что стрельба в ней превращается в борьбу с отдачей. Да, это интересно, сидеть и выжидать момент когда нужно выстрелить. Но только вот вас могут отправить "кормить рыб" с двух выстрелов, да и попадания в противников не всегда будут считываться корректно, хотя последнее можно списать на время выхода.

Здесь вам не Либерти Сити и за превышение скорости придется платить
Здесь вам не Либерти Сити и за превышение скорости придется платить

К слову о реализме, оно коснулось и транспорта. Машины времен "Сухого закона" не хвастались скоростью или управлением и это учли в игре. На первый взгляд это похвально было бы, если не самое легендарное гуано в истории. Да, я про ту самую гонку, которая многим разорвало место ниже спины и благодаря которой тысячи геймеров бросало игру. Из-за того, что уровень сложности нельзя было выбрать, игра автоматом ставила гонку на хардкорный режим. Позже патч исправляющий это, конечно же вышел, но осадок остался и эта миссия навсегда останется в наших сердцах (подробнее об этой миссии я писал в этом топе). Хорошо, что отдельный гоночный режим не стал реальностью. Продолжая тему автопарка, нельзя не упомянуть, что машины медленные и разогнать их до нормальной скорости у вас не выйдет из-за бдительной полиции, которая при превышении скорости вас будет преследовать. Хотя с другой стороны полиция там весьма хороша и гоняться с ней интересно, но не желательно нарываться. Тем не менее, вам придётся ехать по правилам, что делает игру дольше, а поездки в миссиях становятся утомительнее и ваши напарники молчат всю поездку.

Напарники, конечно, хорошо, но будьте готовы, что они вам завалят дело.
Напарники, конечно, хорошо, но будьте готовы, что они вам завалят дело.

Ах да, напарники в лице Полли и Сэма. Они вроде как иногда помогают, но в большинстве случаев тупят, встают на вашу линию огня и мешают как могут. Но слабоумие напарников уже давно стало классикой игр нулевых. Хотя и у Томми Анджело не всё так гладко и дерётся он будто бы под веществами которые были запиты джином. Драка в Мафии представляет из себя нажатие одной кнопки для простого удара и зажатие для более сильного, но реализовано это так себе и пока вы замахиваетесь вас с напарником отметелят будь здоров. Рукопашный бой просто ужасен и к сожалению в парочке миссий его не избежать. Хотя, если придерживаться правила "Бей и беги", то еще можно как-то устраивать махач. А ведь у чехов было в планах впихнуть подпольные бои, но слава яйцам, что эта затея не дожила до релиза.

Графика для того времени выглядит шикарно (не у консолей), да и мелочам уделено немалое внимание.
Графика для того времени выглядит шикарно (не у консолей), да и мелочам уделено немалое внимание.

Однако, не смотря на недостатки геймплея, Mafia: The City of Lost Heaven влюбила в себя миллионы игроков, в том числе и меня, совсем другими вещами. Начать хочется с проработки игры. На тот момент графика именно PC версии (графика PS2 и XBOX версии была на движке от GTA и вышло это ужасно) была просто потрясной, да и потянуть тогда её мог далеко не каждый ПК. Неплохие, на то время текстуры, возможность выбить каждое стекло, отражения, вобщем полный набор. Причем проработка была настолько сильной стороной, что каждая подворотня, каждый закоулок и каждая комната в помещении имели множество мелких деталей и различий. Не то, чтобы это имело много смысла, так как игрок появится там от силы пару раз, но для мелкой студии в 2002 году это огромная и отличная работа. Да и смотрелось всё это целостно и едино. Говоря о городе, хоть он и проработан и в духе своего времени, увы, но во время сюжетной компании пошалить вам не удасться. Да и не за чем, так как есть аж два отдельных свободных режима. Но не смотря на это, быстро выясняется что город мёртвый. С пешеходами замес не устроить, а интерактивности мало, хотя большая прогулка может доставить немало приколов и запоминается своей абсурдностью.

В игре все и вся веет атмосферой Америки 30-х годов.
В игре все и вся веет атмосферой Америки 30-х годов.

Еще сильной стороной, за которую мафия полюбилась игрокам, является атмосфера времени. Передали эту атмосферу с большой заботой и любовью. Тут вам и машины, слизанные с реальных прототипов, и здания, срисованные с реальных прототипов Америки 30-х, и одежда пешеходов, и конечно же музыка. Она просто божественна и вписывается в эпоху и кварталы города, а тема из миссии "Бегущий человек" стала ровно такой же визитной карточкой, как и заглавная тема игры. Как жаль, что сейчас в Steam версии игры, да и в ремейке некоторая музыка, в том числе и из той самой миссии, ушла под нож из-за авторских прав.

Что не говори, а катсцены смотрятся и сейчас весьма кинематографично.
Что не говори, а катсцены смотрятся и сейчас весьма кинематографично.

Но вот за что лично я полюбил первую мафию, так это за её сюжет и отсылки. Что касается сюжета, то он прост для кино, но для игры неплохо проработан и главный герой неплохо раскрывается, как человек, который от безысходности вошел в мир криминала. Он сомневается в поступках, в приказах и не предстает как пень. Также смотрятся катсцены, словно неплохой фильм. Постановка кадров шикарная, озвучка отличная, не голливудский шедевр, но явно стоящая вещь. Также, любителям отсылок тут есть где разгуляться. Тут вам и миссия, напоминающая эпизод из "славные парни", и отель "Корлеоне", и город, напоминающий зданиями реальный Нью-Йорк и Чикаго. Да что уж там говорить, если названия миссий отсылаю нас к гангстерской тематике, а Полли напоминает актера Джо Пеши, который сыграл во многих картинах Скорсезе.

В игре так много отсылок, что даже персонажи похожи или на реальных гангстерах или на актеров их филмов про мафиозников
В игре так много отсылок, что даже персонажи похожи или на реальных гангстерах или на актеров их филмов про мафиозников

В итоге я скажу, что Mafia: The City of Lost Heaven не идеальна, как бы мне этого не хотелось. Но несмотря на недостатки, которые весьма критичны, она после прохождения оставляет после себя великолепное послевкусие, словно старое отличное вино. Но могу ли я посоветовать эту игру игрокам не знакомых с первой мафией? К сожалению, скрепя сердцем, я скажу что нет. Все же есть весьма неплохой ремейк, да и для игроков, избалованных современными играми, игра покажется мега сложной из-за своего дисбаланса. Но с другой стороны, если вы прошли ремейк, а хочется узнать его отличия от оригинала, о которых я хочу потом сделать отдельный разбор, то можете и пройти-не пожалеете.

Дошли до сюда? Понравилась статья? Тогда поддержите статью лайком, подписывайтесь на канал и делитесь с друзьями. Также напишите в комментариях о чем бы вы хотели узнать в следующий раз. Ну а вам я желаю хорошего настроения, всего самого лучшего и платины во всех играх. До скорого!