Найти тему

Полгода назад в Рязани стартовал проект "Наставничество". Успехи впечатляют!

Фото предоставлено АНО «ПроДетство»
Фото предоставлено АНО «ПроДетство»

Солотчинский стартап

Рано утром в понедельник руководитель Автономной некоммерческой организации поддержки интересов семьи и детства «ПроДетство» Елена Макаровская и куратор проекта «Наставничество» Алла Харламова везут меня в солотчинскую школу-интернат. Именно на ее базе и реализуется проект, главная цель которого – найти для ребенка взрослого друга, который будет его поддерживать и поможет подготовиться к жизни за стенами детского дома.

В конце прошлого года рязанская команда прошла обучение, благодаря которому «Наставничество» «добралось» и до нашего региона. Ранее проект был запущен в Новосибирске благотворительным фондом «Солнечный город». За шесть лет существования к нему присоединились Екатеринбург, Калининград, Томск, Нижний Новгород, Пермь, Иркутск, Уфа, Иваново, Красноярск, Оренбург, Киров и Чита. Всего в этих городах, а также в Рязани было создано почти 600 пар «наставник-ребенок».

Фото предоставлено АНО «ПроДетство»
Фото предоставлено АНО «ПроДетство»

В Рязани «Наставничество» стартовало быстро и успешно не только благодаря «ПроДетству», но и поддержке директора школы-интерната Александра Петровича Махляева. Пока в области - это единственное место, где реализуется проект. Сегодня здесь учится 37 подростков, 16 из которых уже стали его участниками.

- Конечно, я понимал риски, которые беру на себя, - рассказывает руководитель школы. – В принципе, с наставничеством я познакомился лет восемь назад. Конкретно с программой «Солнечного города» - шесть лет назад. Нужно было просто принять волевое решение и запустить проект. Сегодня уже есть положительные результаты. Меняется отношение ребят к учебе, меняется их поведение, взаимоотношения со старшими. Кроме этого, мне как руководителю, благодаря этому проекту удалось провести некоторую «перезагрузку» внутри коллектива. Используя только внутренний ресурс сделать это сложно, а привлечение социально-активных людей со стороны, в том числе наставников, стало прекрасным поводом многое изменить.

Фото предоставлено АНО «ПроДетство»
Фото предоставлено АНО «ПроДетство»

Еда спасает всегда

Мы сидим за накрытым столом в адаптационной квартире. Сюда и «стекаются» один за другим наставники и подростки. Первые приехали специально, чтобы рассказать о своих ощущениях от участия в проекте, вторые, с радостью отпрашиваются с уроков, чтобы лишний час-два провести со своими старшими друзьями.

Именно здесь, в уютной кухне и просторном зале с диванами первые полгода и проводят наставники и дети. С правилами взрослые и подростки знакомятся еще до того, как будут созданы пары. Одно из них – встречи только на территории школы не чаще раза в неделю.

- И наставники, и дети во время первого месяца знакомства испытывают некую эйфорию от происходящего, - поясняет руководитель «ПроДетства» и инициатор внедрения «Наставничества» на территории нашего региона Елена Макаровская. – Им хочется больше встреч и общения, хочется выйти за рамки «дозволенного» – вместе сходить в кино или зайти в гости к наставнику. Но правила создавались «Солнечным городом» не случайно. Ведь в таких отношениях важен психологический комфорт как ребенка, так и взрослого, важно «спокойное» привыкание друг к другу, возможность открыться и сблизиться.

Фото предоставлено АНО «ПроДетство»
Фото предоставлено АНО «ПроДетство»

Полугодовой период встреч на территории школы, обязательное «наблюдение» наставника и подростка у психолога - не единственные условия проекта. Наставником, например, не может стать человек моложе 24 лет или беременная женщина. Наставник дает обещание, что в течение ближайшего года будет жить на территории области. А также, что не будет дарить подростку дорогие подарки. Эти и многие другие нюансы призваны защитить ребенка и взрослого от возможных психологических травм и распада пары. Хотя, как показывает практика, случается всякое.

- Бывают и кризисные моменты, казалось бы – тупиковые, - делится психолог проекта и сотрудник школы-интерната Алена Волчкова. - Так случилось, что один из наших подростков – Ульяна, в какой-то момент своего общения с наставницей Юлей решила попросить ее удочерить.

«Забери меня к себе!», - попросил подросток. Юле, которая изначально не собиралась быть приемным родителем и выбрала «Наставничество», пришлось ох как не сладко. Впрочем, как и самой Ульяне, осознавшей, что она нарушила границы и может разрушить сложившиеся отношения. Девочка почти неделю переживала. Но после совместной работы с психологом, бесед, поиска выхода, пару все же удалось сохранить.

- Неделю назад Юля и Ульяна вновь встретились за этим столом, - добавляет Алена. - Нам удалось пережить кризисный период и пойти дальше.

Реализованная мечта

- Всего для участия в проекте подали анкеты 62 рязанца, - рассказывает Алла Харламова, куратор, обеспечивающий взаимодействие между всеми участниками процесса: детьми, наставниками, руководителями и сотрудниками учреждения. – Многие не пришли на обязательное обучение, видимо, осознав всю долю ответственности. Но 27 человек прошли подготовительный курс и сейчас тем, кто еще не стал для подростка наставником, мы подыскиваем пару.

Среди «первооткрывателей» – Евгения, мама троих детей.

- У меня давно была мечта взять ребенка из детского дома. Потом родились свои дети. Старшей уже пять, двойняшкам по два года. И я решила попробовать свои силы с подростком, - вспоминает Женя.

Притирались наставник и 16-летняя Лера постепенно и довольно осторожно. Вместе смотрели телевизор в просторной гостиной, вместе готовили ужины на кухне.

Фото предоставлено АНО «ПроДетство»
Фото предоставлено АНО «ПроДетство»

- Сейчас общаемся очень открыто, - улыбается Евгения. Через пару месяцев она сможет брать Леру на прогулки за пределами территории школы-интерната и даже на целые выходные. Такое гостевое посещение предполагает серьезную ответственность за ребенка и оформление специальных документов через органы опеки и руководство школы. Но Женя этого не боится. И наставник, и Лера с нетерпением ждут этого момента.

Кактус с цветочком

А вот отношения Анастасии и Лизы только начались. Наше чаепитие стало четвертой встречей для них.

- Лиза любит поесть, я – кондитер, так и совпало, – шутит Настя. – А вообще, идея поучаствовать в жизни детей, оставшихся без родителей, была давно. С подругами-кондитерами мы привозили сладости на Новый год в Дом малютки. Но хотелось чего-то большего.

И вот в Инстаграме мама двоих детей наткнулась на информацию про проект «Наставничество» в Екатеринбурге. Задалась вопросом «А нет ли чего-то подобного в Рязани?» и скоро отправила заявку региональным кураторам. В феврале Анастасия прошла обучение, а в марте познакомилась с Лизой.

Фото предоставлено АНО «ПроДетство»
Фото предоставлено АНО «ПроДетство»

- Я окончательно поняла, зачем мне все это нужно, только после встречи с ней. Как оказалось, у нас с Лизой совершенно разное мироощущение. Это не плохо и не хорошо. Просто ее мир отличается от моего. Ей 15, и она живет сегодняшним днем. Она не строит планов, не задается вопросом: а что будет завтра? Пока не знает, кем хочет стать, куда будет поступать. Я не давлю, но задаю ей эти неудобные вопросы.

«Лиза – кактус, но с цветочком» - улыбаясь, говорит о ней наставница. И я с оценкой буквально через пять минут соглашаюсь. Елизавета, присев к нам за стол, гордо заявляет, что говорить о проекте она может часами, но не будет этого делать.

- Это мое, личное, - резко отвечает мне подросток. Что ж, и я не давлю. Зачем мне слова, если и так видно, насколько наставники и подростки открыто общаются друг с другом. За чашкой чая они с иронией вспоминают смешные моменты первых встреч, делятся друг с другом новостями, произошедшими за неделю. Активно, как-то по-свойски участвуют в непринужденном и доверительном диалоге и руководитель школы, и психолог, и кураторы. А еще в гомонящем на все голоса радостном хаосе постоянно возникают новые персонажи – подростки. Узнав о приезде гостей из Рязани, одни прибегают, чтобы рассказать о своем наставнике, другие – чтобы попросить о нем. Елена Макаровская, Алла Харламова и Алена Волчкова уверяют меня, что работают над этим. К концу года в солотчинской школе-интернате планируется создать еще 15 пар «наставник - подросток». А затем опыт будет распространен и на другие учреждения области.

Фото предоставлено АНО «ПроДетство»
Фото предоставлено АНО «ПроДетство»

11 апреля в 14 регионах России стартует акция День заботы. Организаторы – команда Фонда «Солнечный город» (Новосибирск). В этом году акция направлена на поддержку специалистов, работающих в проекте «Наставничество». И у нас с вами есть возможность поддержать их работу! Нам точно под силу сделать так, чтобы у всех подростков-сирот, которые в этом нуждаются, появились наставники.

Друзья, надеюсь статья вам понравилась? Ставьте лайк! А еще лучше - подписывайтесь на мой канал, обещаю - будет еще много интересного)

#наставничество #реальные истории из жизни #дети-сироты #помощь детям #благотворительная акция #благотворительный фонд #дети и взрослые #подростковый возраст #защита ребенка #солнечный город