Стоицизм в своей первоначальной форме (так называемая Ранняя или Древняя Стоя) зародился в Афинах в III веке до н.э. Он стал ответом на изменения в греческом обществе, связанные с разложением гражданских общин — полисов и завоеваниями Александра Македонского. Старые философские школы переживали кризис, люди утрачивали привычные нравственные ориентиры. Создать новые были призваны новые философские школы — кинизм, стоицизм и эпикуреизм. Все три искали счастье в самосовершенствовании человека, а не в изменении условий его жизни, как это делалось ранее.
Учение стоиков состояло из трех частей — физики, логики и этики. В первых двух частях стоицизм не содержал ничего принципиально нового. А вот в этике Зенон выдвинул принципиально новую идею космополиса, управляемого божественной силой, — той же самой, что управляет и природой. Все люди — сограждане этого общего космического государства. Эта концепция своеобразно отражала новую историческую реальность, возникшую после походов Александра Великого. Впрочем, реальное государство с точки зрения стоиков являлось всего лишь неидеальным слепком с идеального космополиса.
Еще более важным нововведением стоиков было разделение людей на мудрецов, живущих в согласии с природой, и всех остальных — простецов. Идеалом ранних стоиков был не гражданин, как в предшествующих школах, а мудрец. И своё учение они обращали не ко всем, а к избранным, готовым постигать стоическую мудрость.
Человек в стоическом учении — это не просто личность, а составная часть космоса. Он включён в общую систему причинно-следственных связей и его место в них строго определено. По большому счёту у человека нет выбора и свободы воли, но мудрец может смягчить этот жесткий детерминизм пониманием причин происходящего, его необходимости. Более того, мудрец должен руководствоваться этой необходимостью и, тем самым, жить и действовать согласно природе. В этом и заключается добродетельность мудреца. Именно в единении с природой и управляющим ею мировым разумом он достигает счастья. Страсти только мешают ему на этом пути и их необходимо искоренять.
Попав из Греции в Рим эти идеи были переосмыслены с позиций староримских представлений о долге и нравственности, что послужило началом нового этапа развития стоицизма — Средней Стои. Ригоризм ранних стоиков был смягчён, появилось различение "практической" и "теоретической" добродетельности. Первая имела приоритет над второй и включала в себя римский идеал образцового гражданина. Помимо мудрецов и простецов стоики стали выделять стремящихся к мудрости, а в массе безразличных "средних" дел — надлежащие поступки, которые стали обязательны для добродетельного человека.
В таком сильно рационализированном виде стоицизм стал идеологией римской аристократии и послужил основанием для её этики. Культивируемые в стоической школе интеллектуальное мужество, стойкость и верность долгу помогали её последователям бесстрашно отстаивать ценности, которые они считали важными для всего римского народа, даже в условиях политических неудач и непризнания со стороны массы своих сограждан. Впрочем, какова бы ни была партийная принадлежность римских стоиков, они оставили нам отличную жизненную философию для любых благих жизненных целей.
#размышления #философия #мудрость #история #философия жизни