Не могу сказать точно, кисти какого живописца принадлежит эта картина, но по некоторым признакам могу предположить, что ее автор Генрих Фердинанд Гофман (1824–1911) – известный немецкий художник. Известен цикл его иллюстраций к Евангелию. Им также написаны такие известные картины, как "Христос в Гефсимании" и "Христос и богатый юноша".
Первый раз картину "Благословляющий Христос" я увидел в доме одного немецкого пастора. Когда я вошел в его комнату, то сразу обратил на нее внимание. Пастор сказал, что картина ему очень дорога, потому что досталась от одного духовного друга, прошедшего сталинские лагеря и много пережившего в своей жизни.
Второй раз я встретился с этой картиной в Москве. Она висела в кабинете православного священника, настоятеля одного из старейших столичных храмов. Картину я сразу заметил: "Интересная работа". Священник сказал, что она ему очень нравится. Случалось, что я не раз бывал в том храме и как-то спросил настоятеля: "Не хотите продать мне картину?" – "Нет-нет, что вы, дорогой". К слову, это был один из тех русских старых православных священников, кто служил не ради званий, а по призванию – из когорты людей, перенесших тяготы атеистического режима".
– А вы знаете, в чем особенность этой картины? – неожиданно промолвил батюшка.
– В чем?
– Христос благословляет не правой, а левой рукой.
– Да, на самом деле. Интересно.
Я размышлял, почему художник изобразил так Христа. Рассматривая внимательно другие картины Гофмана, обратил отметил, что у него Христос часто поднимает левую руку, а не правую. На рисунке "Христос и самарянка" Иисус поднимает именно левую руку. В картине "Христос изгоняет торгующих из храма" Спаситель простирает тоже левую руку.
Может быть, художник хотел сказать, что благословения Христа идут от сердца – с левой стороны? Своего рода загадка.
Примечательно, что и у пастора-немца, и у священника-русского картина "Благословляющий Христос" висела сразу при входе – по правую руку. А если смотреть прямо на вход в комнату (кабинет), то слева о нее.