Жизнь российской провинции сложна, непредсказуема и наполнена драматическими сюжетами, но наш кинематограф редко к ней обращается, сосредоточившись на историях из двух столиц. Памятуя о том, как необъятна Россия, мы выбрали 5 фильмов о провинциальных жителях, которых система ставит перед сложным выбором.
Человек из Подольска(2020);
Драма, комедия;
Режиссер: Семён Серзин;
Николай живёт в Подольске, хочет стать музыкантом, работает в районной редакции газеты и очень любит Амстердам. Обычную жизнь Николая прерывает задержание полицией, исход которого неизвестен никому. Подозрительно эрудированные полицейские экзаменуют Николая на знания из истории Подольска и поют гимн Москвы, но причину задержания рассказывать не спешат.
Кафкианская фабула картины трансформируется по ходу действия в «Забавные игры» Ханеке и «Семь психопатов» МакДоны, чтобы, описав дугу, вернуться в пространство русского абсурда. Фильм, где полицейский, задорно крича, выстукивает на барабанах название газеты, в которой трудится главный герой («Го-лос Ю-А-О!, Го-лос Ю-А-О!»), меньше всего похож на хохму: скорее это попытка отрефлексировать, почему мы так сильно не хотим меняться, если недовольны всем, что происходит вокруг.
«Человек из Подольска» был показан в 2020 году на «Кинотавре» и получил приз за музыкальное решение фильма. Кстати, исполнитель главной роли Вадик Королев – лидер инди-группы OQJAV.
Голова. Два уха(2017);
Драма, комедия;
Режиссёр: Виталий Суслин;
В занесенном снегом селе живет пастух Иван Сергеевич (Иван Лашин). Каждое утро Иван Сергеевич убирает навоз и кормит коров. Однажды в деревню приезжает незнакомый мужчина и предлагает Ивану Сергеевичу работу в городе. Пастух соглашается, но на поверку оказывается, что городские цинично используют его, как сельского олуха, в своих криминальных схемах.
До боли честная драма про две России, обманутую и обманывающую, выполненная максимально просто и без изысков. Метания по заснеженным спальным районам, преисполненные мечтами о прекрасном будущем, столкновения с прощелыгами всех мастей, обед в «Макдоналдсе» как символ провинциального благополучия и неминуемая трагедия в конце. Сновидения Ивана Сергеевича, вырывающие его на мгновения из жестокой реальности, иллюстрируют, как тревожно далеки могут быть «проекты» от их удачного воплощения.
Свободное плавание(2006);
Комедия;
Режиссёр: Борис Хлебников;
Главному герою фильма Лёне (Александр Яценко) 20 лет. Он вырос в небольшом городке, где есть только один детский сад, одна школа и один завод. Будущее большинства горожан заранее предопределено. Но неожиданно завод закрывается, и Лене приходится определяться со сферой деятельности.
Непутевому, но работящему парню предстоит чинить табуретки, латать дорожные дыры и рыть ямы под поперечные столбы бок о бок с «человеком-пестиком» и «человеком-ведром», чтобы очутиться, наконец, на борту баржи, сконструированной из старого трактора и ржавого металлолома и уплыть к новым горизонтам.
Медитативная, неспешная картина показывает российскую провинцию как царство спящих, где тихая апатия – синоним реальности. Оставаться здесь тягостно, но еще тяжелее сбежать. При кажущемся упадничестве фильм Хлебникова ироничен и легок, а перипетии взросления героя вызывают нешуточную ностальгию: каждый из нас когда-то ощущал (или вдруг ощущает сейчас), как сквозь сор окружающего мира пробивается его единственная и неповторимая молодость.
Комбинат "Надежда"(2014);
Драма;
Режиссёр: Наталия Мещанинова;
Режиссерский дебют Натальи Мещаниновой рассказывает о непритязательных буднях молодых людей в дымном индустриальном Заполярье. Они разрываются между скромными перспективами устроиться на завод и желанием навсегда уехать на Большую землю. Света любит жениха, который уехал на юг и теперь живет у нее в скайпе, и ненавидит Надю, из-за которой тот отморозил в сугробе ноги. Надя любит Юрия, Дрон – Свету, Шкарупа – шашлыки и водку, Сережа и Яна – друг друга и свою музыкальную группу, украшение заводской самодеятельности.
Похожий сразу на «Маленькую Веру» и «Свободное плавание» (Мещанинова вскоре станет полноценным соавтором Хлебникова), «Комбинат “Надежда”» с первого взгляда может показаться дешевой фестивальной чернухой, наполненной матами, алкоголизмом и тотальной безнадегой. Но харизматичная режиссура, сильная реализация идеи подросткового бунта и органичный каст быстро затягивают, заставляя сопереживать героям и их сложному пути к счастью. Последние несколько минут фильма бьют зрителя наотмашь, опровергая распространенный тезис о кризисе концовок в российском авторском кино.
Белые росы(1983);
Комедия;
Режиссёр: Игорь Добролюбов;
Нельзя в подборке обойтись без упоминания этой жемчужины советского кино. «Белые росы» рассказывают о жителях белорусской деревни, которую должны снести в угоду разрастающемуся городу. Старики оплакивают хозяйство и дома, а молодые топят неопределенность в вине или терпеливо ждут своей участи. Для героев «Белых рос», снятых незадолго до перестройки и наполненных предчувствием скорой катастрофы, главный ресурс – это человечность: сельские жители показаны как неисправимые оптимисты, ставящие доброту и взаимную выручку в основу отношений друг с другом, несмотря на сложности, которые им предначертаны. «Обломал немало веток, наломал немало дров», – напевает Вася, иронизируя над собственными злоключениями. Выбившаяся некогда в лидеры советского кинопроката картина и сейчас вызывает эмоции, провоцирующие позвонить родственникам, живущим далеко за пределами столиц.
Подпишись на канал, чтобы увидеть больше подборок!