Найти в Дзене
starcom68

Советская подводная лодка Б-307 в степях Поволжья. ЦП и IV отсек. Показываю что сохранилось внутри

Осмотрев в предыдущих репортажах океанскую дизель-электрическую подводную лодку Б-307 проекта 641Б со всех сторон, проникнув в ее торпедный и II жилой отсеки, пройдя по нижним палубам II-IV отсеков, куда ранее не ступала нога человека, наконец отправляемся в центральный пост.
Еще совсем недавно центральный пост ПЛ Б-307 выглядел вот так. На переднем плане кресло боцмана перед демонтированным

Осмотрев в предыдущих репортажах океанскую дизель-электрическую подводную лодку Б-307 проекта 641Б со всех сторон, проникнув в ее торпедный и II жилой отсеки, пройдя по нижним палубам II-IV отсеков, куда ранее не ступала нога человека, наконец отправляемся в центральный пост.

Еще совсем недавно центральный пост ПЛ Б-307 выглядел вот так. На переднем плане кресло боцмана перед демонтированным центральным пультом управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором). На дальнем плане справа - штурманская рубка. Трап к люку наверх ведет в боевую рубку.

Фото до 2016 года с сайта  kpopov.ru
Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru

Я с интервалом в год и от обилия впечатлений сразу не уловил отличие центрального поста этой лодки от ЦП подводной лодки Б-440 более раннего проекта 641 в Вытегре. А они существенны, даже несмотря на практически в ноль выдранную аппаратуру. По этой причине снимал мало, а зря. Теперь придется пользоваться чужими фотографиями.

К сожалению, при передаче Б-307 музею военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как ЗИП для аналогичных субмарин: так исчезли перископы, ГАК, все РЛС и средства радиосвязи, пульты "Пирит", ПУТС "Ленинград" и так далее. Масштаб работ по демонтажу оборудования особенно хорошо виден когда входишь в центральный пост - в нём практически пусто. Но это было еще не все. 
С целю облегчения лодки перед транспортировкой еще в Кронштадте из нее принялись вырезать все что можно без какого-либо плана под музеефикацию. Резали и военные и любители легкой наживы. За этот период вандалы вырезали весь цветной металл, до которого смогли дотянуться. Следы этого первичного накопления капитала хорошо заметны в отсеках лодки: резаные трубы, обрубки кабелей, снятая запорная арматура. Вход в боевую рубку и в её ограждение до сих пор закрыты по причине существенных разрушений. По этой же причине закрыт доступ далее IV отсека. Ситуацию усугубил еще и пожар, вспыхнувший в V отсеке во время работ по "облегчению" лодки.

Я так и не нашел для себя объяснения, почему в ЦП Б-440 есть перископ, в который даже можно посмотреть, а на Б-307 его нет? В комментариях бывалые подводники говорят, что он не должен находиться в ЦП (наблюдение из него возможно только из боевой рубки, но это не точно) и перископ в ЦП это просто музейная самодеятельность в Вытегре. Косвенно на это указывает отсутствие шахты перископа, которая должна прошивать все три палубы третьего отсека лодки. На Б-307 трубы выдвижных устройств на средней палубе есть, а вот перископа нет, по изложенным выше причинам.

Центральный пост подводной лодки Б-440 в Вытегре для сравнения двух проектов 641 и 641Б.  Репортаж был тут
Центральный пост подводной лодки Б-440 в Вытегре для сравнения двух проектов 641 и 641Б. Репортаж был тут

Как уже говорилось, проект 641Б более совершенный и насыщенный различными автоматизированными системами управления.
Система "Вольфрам" позволяла осуществлять одному оператору централизованное управление противоаварийными системами, системами управления плавучестью, обиходными системами, специальными устройствами и системами обеспечения обитаемости. На более ранних проектах они управлялись вручную по месту. Этим и объясняется отсутствие у ПЛ Б-307 большого количества вентилей на раздаточной колонке основного воздушного пульта по управлению балластными цистернами (станция высокого давления).
Впервые на ДЭПЛ появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел», благодаря ей лодка могла атаковать сразу две цели.

Пост управления движением ПЛ – центральный пульт управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором) и многое другое оборудование безвозвратно демонтированы. Их можно бы было восстановить за счет
утонувшей в декабре 2019 года в Севастополе ПЛ Б-380 , но там тоже предпочли все сдать в утиль вместе с лодкой.

Вот так выглядит ЦП лодки проекта 641Б на примере ПЛ Б-396 "Московский комсомолец". Желтый "пюпитр" это пульт системы "Вольфрам". Фото с сайта  kpopov.ru
Вот так выглядит ЦП лодки проекта 641Б на примере ПЛ Б-396 "Московский комсомолец". Желтый "пюпитр" это пульт системы "Вольфрам". Фото с сайта kpopov.ru
Один из уголков центрального поста ПЛ Б-307. Отсеки Б-307 вы могли видеть в фильме «Особенности национальной рыбалки»
Один из уголков центрального поста ПЛ Б-307. Отсеки Б-307 вы могли видеть в фильме «Особенности национальной рыбалки»
По правому борту между стойкой и местом где должен находиться пульт системы "Вольфрам" расположен какой-то импровизированный пост. Для интерьера на зацепках развешены вентили станции высокого давления и таблица непотопляемости. Здесь же сиротливо висит ни к чему не подключенный блок манометров.
По правому борту между стойкой и местом где должен находиться пульт системы "Вольфрам" расположен какой-то импровизированный пост. Для интерьера на зацепках развешены вентили станции высокого давления и таблица непотопляемости. Здесь же сиротливо висит ни к чему не подключенный блок манометров.

Чтобы лучше контролировать всплытие или погружение, все цистерны главного балласта (ЦГБ) разделены на три группы: носовую, среднюю и кормовую. При нормальном (не срочном) погружении сначала заполняются концевые группы, проверяется герметичность корпуса и посадка, затем заполняется средняя группа. При нормальном всплытии средняя группа продувается первой. Концевые и средняя группа ЦГБ заполняются и осушаются через кингстоны, а остальные - через шпигаты. Воздух из ЦГБ выпускается через клапаны вентиляции, размещенные в верхней части цистерн. Открытие и закрытие кингстонов и клапанов вентиляции производятся гидравлическими приводами. Совместным открытием и закрытием их достигается выпуск воздуха из цистерн или его удержание при погружении (всплытии).

Продувание ЦГБ средней группы осуществлялось воздухом высокого давления (ВВД), хранившимся в 36 баллонах, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. После всплытия лодки в позиционное положение (над поверхностью воды выступает только ограждение рубки) ЦГБ продувались отработанными газами одного из бортовых дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от главного электродвигателя. В аварийных ситуациях предусматривалось продувание всех ЦГБ воздухом высокого давления.

Простите за рекламу справа, это правила Дзена.

Пополнение баллонов ВВД производилось двумя дизель-компрессорами ДК-2 и одним электрокомпрессором ЭК-15. В случае срочного погружения, когда заполнение ЦГБ происходит слишком медленно, используют цистерну быстрого погружения (ЦБП). Её объём не входит в расчётный запас плавучести, то есть, приняв в неё балласт, лодка становится тяжелее окружающей воды, что помогает "провалиться" на глубину. После этого, разумеется, цистерна быстрого погружения немедленно продувается.

Если не ошибаюсь, следующий сюжет отснят в кормовой части центрального поста где расположена экспозиция радиотехнического оборудования, на фоне которого отметился мой проводник по недрам подводной лодки - Александр Курочкин
Если не ошибаюсь, следующий сюжет отснят в кормовой части центрального поста где расположена экспозиция радиотехнического оборудования, на фоне которого отметился мой проводник по недрам подводной лодки - Александр Курочкин
Шильдик на блоке в правой части стола с надписью Р-325М заставляет предположить, что этот блок аппаратуры относится к автоматизированной станции помех Р-325М "Анчар" (обр. 1963 года), предназначенной для радиоподавления КВ связи противника в оперативно-тактическом звене управления. Или может быть совпадение маркировки?
Шильдик на блоке в правой части стола с надписью Р-325М заставляет предположить, что этот блок аппаратуры относится к автоматизированной станции помех Р-325М "Анчар" (обр. 1963 года), предназначенной для радиоподавления КВ связи противника в оперативно-тактическом звене управления. Или может быть совпадение маркировки?
Центральные блоки аппаратуры радиосвязи
Центральные блоки аппаратуры радиосвязи
На шильдике самого красивого блока надпись: ЗИЛ - А28452 ТИП РСБ-3 БИСАД. Шильдик ящика справа: ЗИЛ А 28877 ТИП УС-П. Может быть специалисты определят к какой аппаратуре они относятся. Я нагуглить не смог
На шильдике самого красивого блока надпись: ЗИЛ - А28452 ТИП РСБ-3 БИСАД. Шильдик ящика справа: ЗИЛ А 28877 ТИП УС-П. Может быть специалисты определят к какой аппаратуре они относятся. Я нагуглить не смог
Из третьего отсека по верхней палубе проходим в четвертый отсек (жилой и аккумуляторный). Значительная часть интерьеров отсека уничтожены, но сохранилось несколько боевых постов и прежде всего камбуз в кормовой части. На свободном пространстве оборудована небольшая экспозиция
Из третьего отсека по верхней палубе проходим в четвертый отсек (жилой и аккумуляторный). Значительная часть интерьеров отсека уничтожены, но сохранилось несколько боевых постов и прежде всего камбуз в кормовой части. На свободном пространстве оборудована небольшая экспозиция
Вот так выглядело это место до 2016 года. Еще цела дверь БП-44. Интересно, что это за боевой пост? Фото до 2016 года с сайта  kpopov.ru
Вот так выглядело это место до 2016 года. Еще цела дверь БП-44. Интересно, что это за боевой пост? Фото до 2016 года с сайта kpopov.ru
Интерьеры камбуза. Вверху уже знакомая нам гидравлическая машинка управляющая одним из клапанов вентиляции ЦГБ по левому борту
Интерьеры камбуза. Вверху уже знакомая нам гидравлическая машинка управляющая одним из клапанов вентиляции ЦГБ по левому борту
В одном из боевых постов. Кажется это попытка воссоздать интерьеры радиорубки? Авиационный радиоприемник ПР-4П (что он здесь делает?) и карта Финского залива в районе ВМБ "Кронштадт" с системой оповещения об аварии на подводной лодке.
В одном из боевых постов. Кажется это попытка воссоздать интерьеры радиорубки? Авиационный радиоприемник ПР-4П (что он здесь делает?) и карта Финского залива в районе ВМБ "Кронштадт" с системой оповещения об аварии на подводной лодке.

Радиоприемник "ПР-4П" выпускался предположительно с 1957 года несколькими предприятиями страны. Приёмник авиационный, но применялся и как связной. Это супергетеродин с одним преобразованием частоты. ПЧ - 112 кГц. Диапазон частот: 175 кГц – 12 МГц, разбит на 5 поддиапазонов. Чувствительность 10 мкВ в ТЛФ и 4 мкВ в ТЛГ. Избирательность по соседнему каналу превышает 90 дБ. Питание радиоприёмника осуществлялось от умформера на 27 В, обеспечивая напряжение 200 В для питания анодов и 6,3 В для питания накала. Источник

Нам конечно больше всего интересна карта Финского залива с позывными и характеристиками сигналов. Из нее можно вытащить много информации. Что такое РТП я не знаю
Нам конечно больше всего интересна карта Финского залива с позывными и характеристиками сигналов. Из нее можно вытащить много информации. Что такое РТП я не знаю
Таблица очередности передачи сигналов об аварии ценна тем, что содержит перечень радиостанций ПЛ. Чуть выше нее список позывных. На карте можно разглядеть фарватер и зону замера магнитного поля восточнее о.Котлин. В этом квадрате уже лет 100 идет какая-то тусня по размагничиванию, что у наших заокеанских партнеров дало почву легенде о Филадельфийском эксперименте по переносу эсминца "Элдридж" в другое измерение, ну а у россияк отродясь не знавшим такого слова просто осталась незамеченной.
Таблица очередности передачи сигналов об аварии ценна тем, что содержит перечень радиостанций ПЛ. Чуть выше нее список позывных. На карте можно разглядеть фарватер и зону замера магнитного поля восточнее о.Котлин. В этом квадрате уже лет 100 идет какая-то тусня по размагничиванию, что у наших заокеанских партнеров дало почву легенде о Филадельфийском эксперименте по переносу эсминца "Элдридж" в другое измерение, ну а у россияк отродясь не знавшим такого слова просто осталась незамеченной.
Достаточно интересное оригинальное граффити сохранилось по левому борту четвертого отсека
Достаточно интересное оригинальное граффити сохранилось по левому борту четвертого отсека
По этой таблице можно составить представление о корреляции загрузки лодки топливом и ее осадкой. Кроме того, здесь содержатся точные данные об объеме отсеков лодки и соответствующим номерам шпангоутов
По этой таблице можно составить представление о корреляции загрузки лодки топливом и ее осадкой. Кроме того, здесь содержатся точные данные об объеме отсеков лодки и соответствующим номерам шпангоутов
Таблица площадей сечений различных отверстий. Зачем это надо знать? Наверное для того, чтобы высчитывать скорость поступающей воды и отсеивать из экипажа тех моряков, чья площадь поперечного сечения превышает просвет входного люка.
Таблица площадей сечений различных отверстий. Зачем это надо знать? Наверное для того, чтобы высчитывать скорость поступающей воды и отсеивать из экипажа тех моряков, чья площадь поперечного сечения превышает просвет входного люка.
Экзаменационный билет из витрины рядом
Экзаменационный билет из витрины рядом
Лист лоции на район устья Кольского залива, Зеленецкой Западной губы и Долгой Западной губы (пос.Гранитный). Чтобы запутать шпионов лежит вниз головой.
Лист лоции на район устья Кольского залива, Зеленецкой Западной губы и Долгой Западной губы (пос.Гранитный). Чтобы запутать шпионов лежит вниз головой.
Кормовая часть четвертого отсека. Вверху люк загрузки аккумуляторных батарей. На дальнем плане люк в пятый дизельный отсек. Проход туда закрыт
Кормовая часть четвертого отсека. Вверху люк загрузки аккумуляторных батарей. На дальнем плане люк в пятый дизельный отсек. Проход туда закрыт

На этом мы заканчиваем наше знакомство с советской подводной лодкой Б-307 героическими усилиями перемещенной за тысячи километров от моря и ныне покоящейся на суше в славном городе Тольятти. Теперь она будет у нас только попадать в кадр при осмотре военно-морской экспозиции.

Предыдущие репортажи:
1.
Как подводная лодка Б-307 оказалась в поволжских степях
2.
Как сейчас выглядит подводная лодка Б-307
3.
Внутри подводной лодки Б-307
3. Рассказ о другой советской подводной лодке Б-440 проекта 641, оказавшейся посереди Русской равнины читайте
на моем канале здесь .

Использована справочная информация из Вики, сайта
kpopov.ru и deepstorm.ru

Навигация по Большому Средне-Азиатскому путешествию 2019 года
здесь

#тольятти #музеи