Осмотрев в предыдущих репортажах океанскую дизель-электрическую подводную лодку Б-307 проекта 641Б со всех сторон, проникнув в ее торпедный и II жилой отсеки, пройдя по нижним палубам II-IV отсеков, куда ранее не ступала нога человека, наконец отправляемся в центральный пост.
Еще совсем недавно центральный пост ПЛ Б-307 выглядел вот так. На переднем плане кресло боцмана перед демонтированным центральным пультом управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором). На дальнем плане справа - штурманская рубка. Трап к люку наверх ведет в боевую рубку.
Я с интервалом в год и от обилия впечатлений сразу не уловил отличие центрального поста этой лодки от ЦП подводной лодки Б-440 более раннего проекта 641 в Вытегре. А они существенны, даже несмотря на практически в ноль выдранную аппаратуру. По этой причине снимал мало, а зря. Теперь придется пользоваться чужими фотографиями.
К сожалению, при передаче Б-307 музею военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как ЗИП для аналогичных субмарин: так исчезли перископы, ГАК, все РЛС и средства радиосвязи, пульты "Пирит", ПУТС "Ленинград" и так далее. Масштаб работ по демонтажу оборудования особенно хорошо виден когда входишь в центральный пост - в нём практически пусто. Но это было еще не все.
С целю облегчения лодки перед транспортировкой еще в Кронштадте из нее принялись вырезать все что можно без какого-либо плана под музеефикацию. Резали и военные и любители легкой наживы. За этот период вандалы вырезали весь цветной металл, до которого смогли дотянуться. Следы этого первичного накопления капитала хорошо заметны в отсеках лодки: резаные трубы, обрубки кабелей, снятая запорная арматура. Вход в боевую рубку и в её ограждение до сих пор закрыты по причине существенных разрушений. По этой же причине закрыт доступ далее IV отсека. Ситуацию усугубил еще и пожар, вспыхнувший в V отсеке во время работ по "облегчению" лодки.
Я так и не нашел для себя объяснения, почему в ЦП Б-440 есть перископ, в который даже можно посмотреть, а на Б-307 его нет? В комментариях бывалые подводники говорят, что он не должен находиться в ЦП (наблюдение из него возможно только из боевой рубки, но это не точно) и перископ в ЦП это просто музейная самодеятельность в Вытегре. Косвенно на это указывает отсутствие шахты перископа, которая должна прошивать все три палубы третьего отсека лодки. На Б-307 трубы выдвижных устройств на средней палубе есть, а вот перископа нет, по изложенным выше причинам.
Как уже говорилось, проект 641Б более совершенный и насыщенный различными автоматизированными системами управления.
Система "Вольфрам" позволяла осуществлять одному оператору централизованное управление противоаварийными системами, системами управления плавучестью, обиходными системами, специальными устройствами и системами обеспечения обитаемости. На более ранних проектах они управлялись вручную по месту. Этим и объясняется отсутствие у ПЛ Б-307 большого количества вентилей на раздаточной колонке основного воздушного пульта по управлению балластными цистернами (станция высокого давления).
Впервые на ДЭПЛ появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел», благодаря ей лодка могла атаковать сразу две цели.
Пост управления движением ПЛ – центральный пульт управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором) и многое другое оборудование безвозвратно демонтированы. Их можно бы было восстановить за счет утонувшей в декабре 2019 года в Севастополе ПЛ Б-380 , но там тоже предпочли все сдать в утиль вместе с лодкой.
Чтобы лучше контролировать всплытие или погружение, все цистерны главного балласта (ЦГБ) разделены на три группы: носовую, среднюю и кормовую. При нормальном (не срочном) погружении сначала заполняются концевые группы, проверяется герметичность корпуса и посадка, затем заполняется средняя группа. При нормальном всплытии средняя группа продувается первой. Концевые и средняя группа ЦГБ заполняются и осушаются через кингстоны, а остальные - через шпигаты. Воздух из ЦГБ выпускается через клапаны вентиляции, размещенные в верхней части цистерн. Открытие и закрытие кингстонов и клапанов вентиляции производятся гидравлическими приводами. Совместным открытием и закрытием их достигается выпуск воздуха из цистерн или его удержание при погружении (всплытии).
Продувание ЦГБ средней группы осуществлялось воздухом высокого давления (ВВД), хранившимся в 36 баллонах, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. После всплытия лодки в позиционное положение (над поверхностью воды выступает только ограждение рубки) ЦГБ продувались отработанными газами одного из бортовых дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от главного электродвигателя. В аварийных ситуациях предусматривалось продувание всех ЦГБ воздухом высокого давления.
Простите за рекламу справа, это правила Дзена.
Пополнение баллонов ВВД производилось двумя дизель-компрессорами ДК-2 и одним электрокомпрессором ЭК-15. В случае срочного погружения, когда заполнение ЦГБ происходит слишком медленно, используют цистерну быстрого погружения (ЦБП). Её объём не входит в расчётный запас плавучести, то есть, приняв в неё балласт, лодка становится тяжелее окружающей воды, что помогает "провалиться" на глубину. После этого, разумеется, цистерна быстрого погружения немедленно продувается.
Радиоприемник "ПР-4П" выпускался предположительно с 1957 года несколькими предприятиями страны. Приёмник авиационный, но применялся и как связной. Это супергетеродин с одним преобразованием частоты. ПЧ - 112 кГц. Диапазон частот: 175 кГц – 12 МГц, разбит на 5 поддиапазонов. Чувствительность 10 мкВ в ТЛФ и 4 мкВ в ТЛГ. Избирательность по соседнему каналу превышает 90 дБ. Питание радиоприёмника осуществлялось от умформера на 27 В, обеспечивая напряжение 200 В для питания анодов и 6,3 В для питания накала. Источник
На этом мы заканчиваем наше знакомство с советской подводной лодкой Б-307 героическими усилиями перемещенной за тысячи километров от моря и ныне покоящейся на суше в славном городе Тольятти. Теперь она будет у нас только попадать в кадр при осмотре военно-морской экспозиции.
Предыдущие репортажи:
1. Как подводная лодка Б-307 оказалась в поволжских степях
2. Как сейчас выглядит подводная лодка Б-307
3. Внутри подводной лодки Б-307
3. Рассказ о другой советской подводной лодке Б-440 проекта 641, оказавшейся посереди Русской равнины читайте на моем канале здесь .
Использована справочная информация из Вики, сайта kpopov.ru и deepstorm.ru
Навигация по Большому Средне-Азиатскому путешествию 2019 года здесь
#тольятти #музеи