Радикализм онлайн

Главное из презентации исследования «Радикализм онлайн: Анализ смыслов и идей насильственного экстремизма в Центральной Азии» Центра религиоведческих исследований на фестивале «.Три.Точки.Фест» #threedotsfest

Главное из презентации исследования «Радикализм онлайн: Анализ смыслов и идей насильственного экстремизма в Центральной Азии» Центра религиоведческих исследований на фестивале «.Три.Точки.Фест».

Эльнура Казакбаева, координатор исследования

📍Целью нашего исследования было изучение значения, смыслов и идей, которые распространяли насильственные экстремистские группы в сети. В рамках этой цели мы поставили задачи изучить нарративы. Кто? Где? Как? И каким образом распространяют эти нарративы. На основе этих исследований мы составили свои рекомендации по противодействию действиям экстремистов. Мы задействовали представителей разных профессий. Мы работали 10 месяцев, изучив за это время огромное количество ресурсов. Важно отметить, что у нас был доступ к закрытым каналам коммуникаций, таких как Telegram и сайты террористических организаций. Нами был запущен опрос в каждой из стран Центральной Азии. В нем приняло по 1000 человек от каждой страны.

📍Мы предполагали, что у аудитории находят отклик те нарративы, которые коррелируются с их собственными ценностями. Мы искали эту связь.

📍Как нам удалось выяснить, контент радикального характера занимает 0, 56% от всего массива общедоступного информационного поля, которое посвящено вопросам понимания и исповедования ислама. Но несмотря на столь низкую долю, этого вполне достаточно для вербовки и вовлечения одиночных террористов. Вербовщики очень умело используют проблемы, существующие в обществе. Даже пандемия была истолкована в уже известной форме, как наказание за попытки неверных препятствовать мусульманам.

📍В то же время опрос показал, что наиболее часто встречаемый экстремистский нарратив — это призыв помочь своим угнетаемым братьям-мусульманам. Здесь активно создается и используется образ героя, который приходит на помощь слабым, который спасает их от несправедливости. Сюда же входит образ абстрактного врага.

Вовлечение в закрытые группы, где происходит основная часть вербовки происходит за счет образовательных идей: узнай больше об исламе.

📍Технологии привлечения аудитории очень продуманные. Информация насильственного характера распространяется в закрытых группах. Эксперты анализировали все эти сообщения и пришли к выводу, что к стадии непосредственной вербовки допускаются тех, кто уже прошел первичную радикализацию.

📍Радикализация в целом — сложный процесс и на него оказывают влияние множество факторов.

📍Наша гипотеза получила подтверждение: террористы используют те самые нарративы, которые востребованы у молодежи. В целом мы разработали пять коммуникационных стратегий, которые позволили бы противостоять действиям радикальных организаций.

📍К примеру, потребность в благожелательности можно использовать в помощи престарелым, детским домам. Помогать людям в своей стране и делать это публично. Нужно вовлекать молодежь в яркие и богатые событиями мероприятия. Нужны факторы, которые будут связывать общество.

Ксения Диадорова, медиаэксперт

📌В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что противостоять распространению радикальных идей нужно не с помощью создания контрнарративов, а за счет создания альтернативных нарративов. Необходимо построить связи на совершенно разных уровнях: религиозные, межнациональные, гражданские и так далее. Большая часть причин, которые способствуют уязвимости сообществ упирается в разрывы. Разрывы между родителями и детьми, между религиозными группами, между государством и обществом. Нужно дать молодежи некие идеи и некие смыслы. Они будут конкурировать с другими идеями и смыслами. В том числе негативными.

📌Допустим, по результатам исследования стало известно, что один из нарративов, который транслируют экстремисты, была мысль о том, что все богатые — это очень плохие люди, а бедные — это обездоленные. Создается враждебность. Здесь становится понятно, что есть некое ложное представление о том, что такое богатство и успешность в современном обществе. Это наводит на мысль о том, что важно правильно создавать альтернативное понимание.

📌Тема финансов наиболее болезненна для молодежи Центральной Азии. Все, что окружает эту тему, вызывает большой интерес. И экстремисты часто прибегают к ним в процессе вовлечения новых членов.

📌Тот же образ героя, который пытаются создать экстремисты, то здесь мы рекомендуем доносить до молодежи информацию, что героями могут быть совершенно разные люди. Быть героем и быть классным – это в том числе помогать, объединяться и создавать свои инициативы.

📌В то же время образ врага важно разрушить, рассказывая о ценностях и преимуществах объединения стран едиными идеями, целями, ценностях обмена опытом, культурными и научными достижениями.

📌Что касается каналов распространения альтернативных нарративов, то здесь все зависит от страны. К примеру, молодежь Таджикистана основную информацию получает из газет. Для сравнения, в Казахстане и Кыргызстане эту функцию выполняет Инстаграм. Разумеется, здесь следует обращать внимание на доступ к интернету.

👉Следите за программой фестиваля на сайте и смотрите прямую трансляцию на наших страницах Facebook и YouTube.

⚡️Наш телеграм-бот