Главное из сессии с представителями RAN «Образовательная модель RAN для предотвращения насильственного экстремизма» на фестивале «Три.Точки.Фест».
Карин Хереманс, сопредседатель RAN
💬Радикализация — это процесс и важно провести границы между идеями (экстремальными и насильственными) и действиями, которые от них происходят. Между ними большая разница, которую важно понимать.
💬Важно понять, что не существует стандартного, универсального процесса радикализации
💬Вопрос идентичности очень важен для молодежи. В процессе радикализации среда молодежи, ее окружение, тоже играют большую роль.
🔺Теория экологических систем Бронфенбреннера
Экосистема, когда люди связаны друг с другом. Система показывает процесс воздействия окружения на студентов в процессе образования.
🔺Поляризация
Три элемента поляризации:
1. Конструктив мышления «мы» или «они»
2. Достаточно лишь «топлива» — разговоры об идентичности, СМИ
3. Доминирование чувств и эмоций
❓Как СМИ может способствовать деполяризации?
Нужно вложиться в посредническое поведение. Никогда не фокусируйтесь на вопросах личности, показывайте эмпатию, проявляйте креативность и творчество, используйте философские подходы. Также очень важно использовать зонтичный подход к истории, т.к. у каждого своя история.
💬Необходимо вовлекать молодежь, у них есть идеи, они медиаграмотные, хотят участвовать в разработке школьной программы, например. У них есть свои истории. Они могут стимулировать критическое мышление. Они могут создать межпоколенческие платформы и создать сообщества для такого диалога, они вовлекают других молодых людей.
Йеспер Хольм, датский педагог и эксперт по предотвращению радикализации
💬 «Модель Орхус» — треугольник предотвращения обычных преступлений, мы применяем этот метод в предотвращении радикализации. Предупреждение радикализации в принципе проходит в рамках простого предупреждения преступлений. Подход у нас идет на раннее предупреждение.
💬Мы не должны проводить работу, которая может дискриминировать, маргинализировать или навешивать какие-то ярлыки на определенные группы. Нам нужно понимать и осознавать, чтобы мы не работали над созданием ложно-положительных результатов, так и ложно- отрицательных, поэтому мы работаем от имени граждан. Поэтому нужно понимать, где они находятся, и что у них происходит.
💬Очень важно в школах работать над критическим мышлением, выяснять как вы относитесь к учителям как к профессионалам, что происходит в и за пределами школы и т.д. Вот на это направлен наш фокус.
Крис Кастерс, ассистент редактора Stamp Media
💬Радикализм начинается с мнения. А на формирование мнения влияют фейковые новости и конспирологические теории.
❓Как их различать?
🔺Недостоверная информация (misinformation) — это ложная информация, которая распространяется ненамеренно.
🔺Дезинформация — это намеренное распространение лживой информации.
🔺Фейковые новости распространяются в 6 раз быстрее правдивых
💬Люди являются триггерами, если они ранее эту новость не видели, они сразу хотят поделиться этой новостью с другими. Это надо иметь ввиду
❓Как определить фейки?
✅ проверьте источник (URL адрес)
✅ читайте дальше заголовка, само содержание
✅ проверьте кто автор, если нет автора, значит сообщение является недействительным
✅ проверьте ссылки, если есть
✅ проверьте даты, старая новость может выдаваться как новая
✅ проверьте сатира ли это. Сатира — форма юмора, которая используют реалистичные ситуации, чтобы рассмешить людей
✅ обращайтесь к экспертам. Есть целые сайты фактчекеров
✅ посмотрите на сигналы, которые исходят от материала. Очень много заголовков, вопросительных знаков, ошибки орфографические и т.д.
✅ помните, что дипфейки развиваются очень быстро и их сложнее отличать
💬Фейковые новости можно придумать, а теории заговора основаны на реальности
💬Человек верит в конспирологию в независимости от возраста, пола, веры и политических убеждений
❓Почему люди верят в ложную информацию?
❌ не верят политическим лидерам;
❌ не открыты к фактическим доказательствам;
❌ верят слухам, а чем больше слышишь определенный слух, тем больше в него веришь;
❌ верят своей интуиции;
❌ путают доказательства;
❌ склонны винить другого, а не себя;
❌ хотят быть уникальными;
❌ эмоции, что-то новое всегда интересно
❓Как разговаривать с людьми, которые верят в теории заговора и фейкам?
✅ позитивная коммуникация: проявлять сочувствие, не осуждать, не говорить что он глупый.
✅ метод Сократа: задайте вопросы.
✅ постарайтесь найти эмоции: страх, злость и т.д.
✅ постарайтесь найти что-то общее, чтобы начать диалог с человеком
✅ если люди не доверяют науки, то им нельзя предоставлять научные аргументы
✅ не ожидайте чуда, что после одного разговора все изменится. Это сложно. Но пусть это вас не останавливает.
👉Смотрите полную запись сессий на нашем канале YouTube.
👉А еще не пропустите самые интересные сессии .Три.Точки.Феста Следите за расписанием на сайте.