«Радикализм начинается с мнения»

Главное из сессии с представителями RAN «Образовательная модель RAN для предотвращения насильственного экстремизма» на фестивале «Три.Точки.Фест».

Главное из сессии с представителями RAN «Образовательная модель RAN для предотвращения насильственного экстремизма» на фестивале .Три.Точки.Фест.

Карин Хереманс, сопредседатель RAN

💬Радикализация — это процесс и важно провести границы между идеями (экстремальными и насильственными) и действиями, которые от них происходят. Между ними большая разница, которую важно понимать.

💬Важно понять, что не существует стандартного, универсального процесса радикализации

💬Вопрос идентичности очень важен для молодежи. В процессе радикализации среда молодежи, ее окружение, тоже играют большую роль.

🔺Теория экологических систем Бронфенбреннера

Экосистема, когда люди связаны друг с другом. Система показывает процесс воздействия окружения на студентов в процессе образования.

🔺Поляризация

Три элемента поляризации:

1. Конструктив мышления «мы» или «они»

2. Достаточно лишь «топлива» — разговоры об идентичности, СМИ

3. Доминирование чувств и эмоций

❓Как СМИ может способствовать деполяризации?

Нужно вложиться в посредническое поведение. Никогда не фокусируйтесь на вопросах личности, показывайте эмпатию, проявляйте креативность и творчество, используйте философские подходы. Также очень важно использовать зонтичный подход к истории, т.к. у каждого своя история.

💬Необходимо вовлекать молодежь, у них есть идеи, они медиаграмотные, хотят участвовать в разработке школьной программы, например. У них есть свои истории. Они могут стимулировать критическое мышление. Они могут создать межпоколенческие платформы и создать сообщества для такого диалога, они вовлекают других молодых людей.

Йеспер Хольм, датский педагог и эксперт по предотвращению радикализации

💬 «Модель Орхус» — треугольник предотвращения обычных преступлений, мы применяем этот метод в предотвращении радикализации. Предупреждение радикализации в принципе проходит в рамках простого предупреждения преступлений. Подход у нас идет на раннее предупреждение.

💬Мы не должны проводить работу, которая может дискриминировать, маргинализировать или навешивать какие-то ярлыки на определенные группы. Нам нужно понимать и осознавать, чтобы мы не работали над созданием ложно-положительных результатов, так и ложно- отрицательных, поэтому мы работаем от имени граждан. Поэтому нужно понимать, где они находятся, и что у них происходит.

💬Очень важно в школах работать над критическим мышлением, выяснять как вы относитесь к учителям как к профессионалам, что происходит в и за пределами школы и т.д. Вот на это направлен наш фокус.

Крис Кастерс, ассистент редактора Stamp Media

💬Радикализм начинается с мнения. А на формирование мнения влияют фейковые новости и конспирологические теории.

❓Как их различать?

🔺Недостоверная информация (misinformation) — это ложная информация, которая распространяется ненамеренно.

🔺Дезинформация — это намеренное распространение лживой информации.

🔺Фейковые новости распространяются в 6 раз быстрее правдивых

💬Люди являются триггерами, если они ранее эту новость не видели, они сразу хотят поделиться этой новостью с другими. Это надо иметь ввиду

❓Как определить фейки?

✅ проверьте источник (URL адрес)

✅ читайте дальше заголовка, само содержание

✅ проверьте кто автор, если нет автора, значит сообщение является недействительным

✅ проверьте ссылки, если есть

✅ проверьте даты, старая новость может выдаваться как новая

✅ проверьте сатира ли это. Сатира — форма юмора, которая используют реалистичные ситуации, чтобы рассмешить людей

✅ обращайтесь к экспертам. Есть целые сайты фактчекеров

✅ посмотрите на сигналы, которые исходят от материала. Очень много заголовков, вопросительных знаков, ошибки орфографические и т.д.

✅ помните, что дипфейки развиваются очень быстро и их сложнее отличать

💬Фейковые новости можно придумать, а теории заговора основаны на реальности

💬Человек верит в конспирологию в независимости от возраста, пола, веры и политических убеждений

❓Почему люди верят в ложную информацию?

❌ не верят политическим лидерам;

❌ не открыты к фактическим доказательствам;

❌ верят слухам, а чем больше слышишь определенный слух, тем больше в него веришь;

❌ верят своей интуиции;

❌ путают доказательства;

❌ склонны винить другого, а не себя;

❌ хотят быть уникальными;

❌ эмоции, что-то новое всегда интересно

❓Как разговаривать с людьми, которые верят в теории заговора и фейкам?

✅ позитивная коммуникация: проявлять сочувствие, не осуждать, не говорить что он глупый.

✅ метод Сократа: задайте вопросы.

✅ постарайтесь найти эмоции: страх, злость и т.д.

✅ постарайтесь найти что-то общее, чтобы начать диалог с человеком

✅ если люди не доверяют науки, то им нельзя предоставлять научные аргументы

✅ не ожидайте чуда, что после одного разговора все изменится. Это сложно. Но пусть это вас не останавливает.

👉Смотрите полную запись сессий на нашем канале YouTube.

👉А еще не пропустите самые интересные сессии .Три.Точки.Феста Следите за расписанием на сайте.