2 подписчика

Функция языка

Стоит посмотреть, как лингвисты изучают важнейший и самый сложный вопрос: ''Как функционирует язык?'' На этот счет существует немало гипотез и теоретических суждений.

Первый вопрос, который надо здесь рассмотреть, уже давно поднимавшийся, состоит в том, для чего человеку нужен язык. Как сказано в ''Тезисах Пражского лингвистического кружка'' (1929):

''Язык есть система средств выражения, служащая для какой-то определенной цели''.

Какую же цель можно считать главной? Большинство ученых XIX и XX вв. считали, что язык прежде всего является средством общения между людьми. В этом случае говорится о коммуникативной функции языка. Например в ''Тезисах'' главным в языке признавалось социальное назначение.

Иную точку зрения высказал американский лингвист и этнолог Эдвард Сепир, занимавшийся не только типологией, но и функционированием языка. Этот выдающийся ученый, использовавший структурные методы для описания языков, постоянно спорил со слишком узким подходом структуралистов.

Не отрицая, разумеется, важности коммуникативной функции языка, он выдвигал на первые план другую функцию, названную им символической (теперь чаще называется когнитивной, то есть познавательной).

Он писал:

''Язык воспринимается как совершенно символическая система, использующая абсолютно однородные средства для обозначения любых объектов и передачи любых значений, на которые способна данная культура, независимо от того, реализуются ли эти средства в форме реальных сообщений или же в форме такого идеального субститута как мышление.''

''Изначально язык является звуковой реализацией тенденции рассматривать языковые явления символически... , именно это средство сделало его удобным средством коммуникации.''

Итак, язык прежде всего - средство приобретения и закрепления опыта людей, человеческого познания мира. Как указывал немецкий мыслитель-гуманист Вильгельм фон Гумбольдт: "Язык есть орган, образующий мысль." Но он же подчеркивал и то, что человек понимает себя только тогда, когда на опыте убедится, что его слова также понятны и другим людям. То есть символическая функция неотделима от коммуникативной. При этом стоит учитывать и непосредственное общение и обращение к широкому кругу людей, включая последующие поколения. Сепир особо отмечал функцию языка, связанную с хранением и накоплением культуры. Обращение к опыту предшествующих поколений может в некоторых культурах происходить в устной форме, но, разумеется, наилучшим способом хранения и накопления культуры является письменность.

Сепир обращал внимание и на другие функции языка:

"Язык - мощный фактор социализации."

В частности, язык - символ социальной солидарности. Сепир отмечал, что роль языка двойственна:

"Несмотря на то, что язык действует как социализирующая и унифицирующая сила, он в то же время является наиболее мощным и известным фактором развития индивидуальности."

Личность всегда в той или иной степени выражается в индивидуальных языковых особенностях.

Функция, отмеченная Сепиром и позже названная российским и американским литературоведом Р. И. Якобсоном фактической, направлена на установление социального контакта между членами временно образуемой группы, например, во время приема гостей. Важно не столько то, что в беседе говорится, сколько то, что вообще ведется разговор. Так называемая светская беседа - типичный пример реализации именно этой функции почти в чистом виде. Говорящий показывает свое дружелюбное отношение к собеседнику, а предмет разговора (здоровье, погода и пр.) существенной роли не играет; обычно в обществе существует определенный шаблон такой беседы.

Якобсон, развивавший идеи Сепира, отстаивал идею о существовании еще одной функции языка - поэтической (Сепир ее не выделял). Эта функция направлена не непосредственно к собеседнику, а к самому знаку, то есть самостоятельную значимость приобретают свойства самого языка, особенно фонетические и интонационные: подбор и сочетаемость звуков, чередование ударных и безударных слогов, соответствия звуков друг к другу, интонационные контуры и т.д.

Якобсон, в начале своей деятельности выступавший как теоретик русского футуризма, сохранял и позже представление о том, что поэтический текст важен не содержанием, а формой, своими языковыми свойствами. Такой подход к поэзии разделяется далеко не всеми, но, безусловно, особая ее звуковая организация важна для порождения и восприятия поэтического текста.

Даже если в стихах отсутствует рифма, мера и другие традиционные для европейских народов признаки поэзии, они обладают некоторой более сложной языковой организованностью.

Стоит посмотреть, как лингвисты изучают важнейший и самый сложный вопрос: ''Как функционирует язык?'' На этот счет существует немало гипотез и теоретических суждений.

Заинтересовавшимся данной темой могу посоветовать книгу Владимира Алпатова "Языкознание". Основная информация была взята из данного первоисточника.