Рассказывает Дарья Ваулина, предпринимательница, писательница , владелица онлайн-школы английского языка «Англомания»
Кассовые разрывы у меня возникали два раза. Я думаю, это связано со спецификой бизнеса: школа английского языка — всё же сезонная история. Даже люди, которые давно не учатся в школе, всё равно привязаны к каникулам: например, в мае у нас всегда спад, а в сентябре начинается рост.
Один из этих разрывов был очень тяжелым. В тот момент у меня была сеть очных школ, и я не рассчитала средства и сделала ремонт в одной из них. Затем оказалось, что у нас ошибка в бухгалтерском учете, и из-за этого возникла большая задолженность. Еще мы неправильно рассчитали финансовую модель и сделали клиентам слишком большие скидки. Так появился кассовый разрыв в десять миллионов рублей, и, чтобы его закрыть, я продала школу и взяла заем.
Мы неправильно рассчитали финансовую модель и сделали клиентам слишком большие скидки
Второй разрыв возник во время пандемии — на сумму в два с половиной миллиона рублей. У нас был постоянный рекламный канал, куда мы вкладывали деньги и откуда приходили клиенты, но он резко перестал работать. Чтобы закрыть этот кассовый разрыв, пришлось сократить 80% штата. Еще мы перестали вливать деньги в рекламу и стали больше работать с текущими клиентами.
С разрывами я борюсь прежде всего сокращением расходов. Также анализирую свои действия: что сделала не так, от чего можно отказаться. Думаю, можно вести бизнес совсем без разрывов, если работать по предоплате: самим брать предоплату и другим платить также заранее. Мне помогло платить преподавателям авансы до начала занятий.
Чтобы не допустить снова таких разрывов, я наняла специалиста по восстановлению финансового учета и мы стали следить за движением денег и вести платежный календарь.
Истории предпринимателей, которые столкнулись с жуткими кассовыми разрывами