Рассказывает Варвара Зенина, основательница бренда одежды VARVARA ZENINA , специалист по традиционной русской культуре
Я занимаюсь традиционной русской культурой: развиваю свой бренд русской одежды в современном стиле, шью костюмы для театра и кино, провожу тематические мероприятия.
В начале 2020 года получила госзаказ на исследовательскую работу и пошив. Как это бывает с госзаказами, на условиях постоплаты.
Моя ошибка в том, что мне хотелось скорее получить деньги, поэтому я быстро сделала этот заказ. Но началась пандемия: госучреждения стали закрываться, а на переводы платежей наложили мораторий. Вся работа осталась у меня на руках: я не могла передать ее и не могла получить деньги за нее.
Так возник кассовый разрыв в 500 000 рублей — для моего микробизнеса это большая сумма. Мне нужно было заплатить деньги людям, с которыми я работала, и оплатить аренду.
Эти деньги я до сих пор не получила. Чтобы выкрутиться из ситуации, попросила отсрочку у всех, кого только могла, и вложила личные сбережения. Мне не хотелось закрывать бизнес даже на время, потому что швейное производство просто восстановить не получится: оборудование продается дешевле, чем покупается, а ткани вообще сложно продать.
Истории предпринимателей, которые столкнулись с жуткими кассовыми разрывами
Этот кассовый разрыв — единственный случай у меня, но знаю людей, у которых в пандемию было еще хуже.