Если, вдруг, душа ваша просит настоящей, неподдельной роскоши, то вот, первосортная!
Это вам не просто инстаграмное хвастовство и браслеты Картье, ненавязчиво украшающие руку до локтя. В этой книге появится и сам Пьер Картье (внук основателя ювелирного дома), чтобы купить у Юсупова серьги Марии Антуанетты, эти деньги серьезно пригодятся эмигрировавшему в Париж семейству.
Тут вас ждёт много роскошного: жемчужина испанского короля «Перегрина», прудовые рыбки с золотыми сережками в жабрах, переодевания в дам, заигрывания с махараджами и другие светские шалости, театры, бесчисленное количество бриллиантовых диадем, персональные вагоны поездов, путешествия в Париж и на Сицилию.
Юсуповы — старейшая и богатейшая фамилия в дореволюционной России, люди, для которых не было невозможного, люди, чьё богатство сложно в полной мере вообразить и чью судьбу невероятно интересно узнать.
А Феликс Юсупов — не только главный светский персонаж своей эпохи, экстравагантный красавец, но и на минуточку, человек, который лишил жизни Григория Распутина.
Читать его мемуары — удовольствие высшей пробы, он ироничен, находчив, иногда кажется, что сочиняет слегка, но все равно чувствуешь себя ужасно везучей, что есть возможность из первых уст узнать и про императорскую семью, и про Серафима Саровского, про Столыпина, Валентина Серова, революцию и про бриллианты, спрятанные под лестницей.
Честно, у меня в последнее время странным образом изменилось отношение к навязчивым атрибутам роскоши. В современном мире мне дикими кажутся шубы в пол, обилие невообразимо дорогих украшений и потребление, как образ жизни.
Раньше я не обращала на это внимания, а может мне это даже нравилось. Теперь вызывает немой вопрос.
А вот Юсуповская роскошь все равно от души порадовала. Там такой масштаб, уже даже гротеск, и такой к этому всему талант, что снимаю шляпу.
Ну и кроме бриллиантов, там есть описание печальных событий 1917 года и далее, когда все отняли. Но оказалось, что кроме сокровищ осталось то, чего не отобрать.
В общем, эта книга — чёрная икра и белый трюфель, вопиющее гурманство, вкус к жизни, гедонизм в абсолюте.