2,6K подписчиков

Гран-Гиньоль в кино

"Гран-Гиньоль" - ставшее нарицательным название театра. Обычно говоря такое про фильм или постановку, стремятся обвинить её в дурновкусии и потакании низменным инстинктам человека. Конечно же, так было не всегда, да и сами пьесы, разыгрываемые в настоящем парижском заведении, зачастую, были остросоциальными, но замаскированными под комедии или ужасы. Видимо, это был самый безопасный способ обойти цензурные запреты. Впрочем, такое и сейчас часто встречается. В качестве свидетеля защиты призову-ка я товарища Луначарского, человека весьма заслуженного и опытного в кинопроизводстве. Будучи в начале века в славном городе Париже, он посетил сие увеселительное заведение и оценил пьесу про то, как бывший лакей опознал в жильце богадельни своего барина. Удостоверившись в правильности догадки, тот начал умолять господина вновь стать его хозяином, хоть бы и пришлось слуге за это самому заплатить. Постановка двадцатых годов весьма проста в своей трактовке и думаю в пояснениях не нуждается.

Программка
Программка

О кровавых пьесах театра можно писать бесконечно, чем и занимаются многочисленные исследователи. Но мне хотелось бы сфокусироваться на прямом влиянии спектаклей на кинематограф. После первого представления в 1897 году, достигнув творческой вершины к первой мировой войне, Гран-Гиньоль дал фильмам смачный отрезвляющий подзатыльник. Заигравшись в феерии с комедийным уклоном, младший брат был совсем не готов демонстрировать на экране натурализм и острые социальные сюжеты. Руки, отвесившие удар, принадлежали драматургу Андре де Лорду. В своих коротких пьесах он исследовал пределы возможностей человеческого тела и психики. Для достоверности изображённых событий он частенько приносил свои творения на рецензирование практикующим психиатрам и полицейским. Представления по его сценариям пользовались безумной популярностью. С аншлагом неизменно проходили все шесть сеансов в день. Конечно же, мимо такого успеха нарождающееся искусство кино пройти не могло. На кривую дорожку первым свернул режиссёр Морис Турнёр.

Андре де Лорд: интеллектуал и просто милейший человек
Андре де Лорд: интеллектуал и просто милейший человек

В 1903 году де Лорд создаёт пьесу "Восковые фигуры", которую без промедления ставят в театре. О популярности и скорости распространения сюжета по миру может свидетельствовать перевод на русский язык, осуществлённый в том же году. Литографии хранятся в библиотеке имени Ленина. Москвичи могут сходить и совершенно бесплатно запросить копию, а заодно и другие переводы господина, сделанные в то время. По мотивам произведения в 1910 году выходит российский фильм "В полночь на кладбище" или "Роковое пари". Герои ленты на спор решают провести ночь на кладбище, но дальнейшие мистические события, имеющие вполне земное объяснение, продемонстрируют всю трагичность их затеи. Как и множество других немых фильмов, он считается утерянным. Не сохранилось даже толкового описания, не то что кадров. Те картинки, что часто иллюстрируют синопсис, берутся, обычно, из ленты Бауэра "После Смерти" 1916 года.

Кадр из фильма "Система доктора Смола и профессора Перо" 1913
Кадр из фильма "Система доктора Смола и профессора Перо" 1913

Похожая участь постигла и американскую "Совесть" Мориса Костелло (не путать с фильмом Гриффита 1914 года!), снятую в 1912 году. Хотя про него нам известно чуть больше. К примеру, второе название ленты, "Комната ужаса", напрямую ссылается на пьесу де Лорда. Так именуется комната в музее восковых фигур мадам Тюссо, в которой выставлены манекены преступников, уродцев и сценки самых жутких преступлений. Сюжет, как и подобает фильмам той эпохи, переделан в социальную мещанскую драму. Героине, гордой и скромной Элеоноре, заморочил голову гнусный тип и бабник Гарольд. Не послушавшись родственников, она под покровом ночи сбегает с ним в Нью-Йорк. Спустя пару лет ловелас бросает девушку и своего ребёнка, дабы продолжить жизнь, полную кутежа и разврата. Элеоноре вернуться домой не позволяет чувство уязвлённой гордости, и она, пытаясь выжить, опускается на социальное дно. Спустя энный промежуток времени, благополучно живущий Гарольд возвращается в Нью-Йорк и бьётся о заклад с такими же хмырями, что проведёт целую ночь в местном музее восковых фигур. Одновременно с ним, но с чёрного хода внутрь проникает спасающаяся от полиции Элеонора. Увидев страшный силуэт восковой фигуры, впечатлительная девушка падает в обморок. Гарольд же, всю ночь активно боявшийся грозы и ветра, на рассвете обнаруживает на полу свою "покойную" жену. Очень вовремя придя в себя, "труп" открывает глаза, чтобы разглядеть до боли знакомое лицо. Итог: смерть от сердечного приступа у мужчины и полное сумасшествие у женщины. Именно такая благостная картина открылась пришедшему утром сторожу. Есть информация, что в финале Элеонора вылечилась и переехала жить к брату, тому самому полицейскому, от которого она убегала. В оригинале никаких любовных страданий не было и в помине, а вот спор был. Настоящая экранизация пьесы вышла только в 1914 году, во Франции. Фильм "Восковые фигуры". До 2007 года картина считалась утерянной. Более века спустя он остаётся достаточно эффектным и даже имеет неожиданный сюжетный поворот. Разумеется, на то время.

Несмотря на столь популярный в будущем сюжет, это была только вторая совместная работа Турнёра и де Лорда. Первым же официальным фильмом по пьесе Гран-Гиньоль стал ныне утерянный "Система доктора Смола и профессора Перо" 1913 года. Да, сценарист адаптировал под нужды кровавого театра знаменитый рассказ Эдгара Алана По. Поскольку пересказывать короткую и широко известную историю здесь будет лишним, лучше будет только указать на существенные различия. Из-за того, что сам метод лечения в виде купания в смоле и обваливания в перьях скорее комичен, чем страшен, де Лорд заменил его на ослепление и медленное обескровливание. Вместо одного юноши, в психиатрическую клинику попадает влюблённая пара, а само учреждение находится в настоящем замке со рвом. Финал, правда, счастливый. Парочка в последний момент спасается от прогрессивных методов лечения. Газеты того времени, освещавшие выход ленты, писали, что "... фильм нельзя смотреть детям трёх лет перед сном, но более старшие зрители найдут его по-настоящему захватывающим". Вообще, фильм очень хвалили за нестандартные художественные ходы и мощную грамотную адаптацию пьесы. Особых дифирамбов удостоилась сцена грозы над замком в самый кульминационный момент.

Реклама фильма того времени
Реклама фильма того времени

Спектакли театра Гран-Гиньоль оказали на кинематограф ужаса огромное влияние, но развернули своё основное наступление чуть позже, после Первой мировой войны. Были ещё фильмы по пьесам де Лорда и других авторов, писавших для этого театра. Шли они параллельно с более "высокой" стилистикой ужаса, пока не слились воедино в третьем десятилетии прошлого века. Но это совсем другая история, и поговорим мы о ней потом.

Ещё об истории ужаса в кино: Самый первый фильм ужасов, Фильмы ужасов 19-го века, Стереофильмы-ужасы в 1903 году.