Мы все помним, что в тридцатые годы мир с огромным интересом следил за Красными Советами в в Кремль прибывали гуру и знаменитости всех мастей- от Оруэлла и Герберта Уэллса до Гурджиева. А вот то, что в СССР приезжали модные и статусные эксперты в мире фешн и даже сами кутюрье- пишут мало. Как-то обходит история моды эти моменты . А зря.
Очень интересный факт я нашла в британском старинном журнале мод 20-х годов, где в том числе есть и отсыл к СССР и моде:
Ленин приехал в Россию не оборванцем, он был одет по последней европейской моде в щеголеватые костюмы дорогой берлинской моды.
Советские деятели культуры одеты не хуже, а иногда и получше многих знаменитостей у нас…
Я хочу напомнить и о том, что кроме Ильича, не сменившего изящную жилетку и модную кепку ( смотрим сериал Острые козырьки и проводим параллель- эпохато одна) на сапоги и рубаху, как граф Толстой, очень неплохо одевалась красная интеллигенция, приезжавшая на остров Капри к главному советскому писателю- Максиму Горькому.
Итальянские и парижские кутюрье бились за право отшивать одежду женам советских партработников.
А вот сделать целую коллекцию для советских женщин и отшить ее на советской фабрике мечтали многие. Удалось это лишь в 70-е годы Пьеру Кардену. (Пьер Карден- мое интервью с маэстро здесь )
А до него приглашения и внимания Сталина удостоилась главный на то время парижский кутюрье и сюрреалист моды Эльза Скиапарелли. Тогда она была ведущей в мире парижской моды и Коко Шанель очень старалсь быть ее подружкой.
Ей в 1935 году пришло приглашение из Кремля создать коллекции для советских женщин. Если вы вспомните образ героинь труда и роскошные наряды той же Любови Орловой , то поймете- к одежде в СССР относились с особенным вниманием.
Именно «по одежке встречают» стало актуальным после революции во времена НЭПа и позднее. Получив заказ в 1935 году, Скиапарелли создала коллекцию.
Она зачем-то дала интервью французской прессе и там дала рекомендации советским модельерам:
Вместо того, чтобы придумывать вечерние наряды со сложным кроем и роскошной отделкой, вам надо сосредоточиться на одежде для работы . Служебные комплекты нужны советским женщинам.
Воодушевленная приглашением Кремля, главная в экспериментах 30-х, Эльза не поняла главного- после смертей, грязи и нищеты наши женщины мечтали о красивой и роскошной одежде, а не робах механиков.
Ее коллекция была лично забракована Сталиным. Заказ отменили. Как потом писала американская журналистка, приехавшая в 70-е писать о моде в СССР, она пыталась найти образцы моделей, созданных Домом Elsa Schiaparelli, но сделать это было трудно. Платье и комплект, запыленные и скомканные- как она писала позднее- нашли в архиве советской Торговой промышленной палаты. Образцы самой модной парижской модельерши были отвергнуты приемной комиссией с пометками «слишком просто, карман внизу- находка для карманника, прозаично и неинтересно»… В то время, когда мир восхищался экспериментами Скиапарелли, Москва их не признала. Честно говоря, что-то разумное в этом было. Потому что наши Надежда Ламанова, наши художники-авангардисты были наголову выше многих своих коллег в модной индустрии. Незря тот же Эрте был нарасхват, а парижские салоны и Дома мод были представлены первыми моделями из русских эмигранток- стильных и красивых женщин, выделявшихся своей безукоризненной и ослепляющей внешностью среди европейских модниц. Об этом мне давненько рассказывала как-то при встрече княгиня Маша Магалофф, та, что начинала в эмиграции как помощница у Нины Риччи… Но это совсем другая уже история…
Просто этот случай со Сталиным и одной из самых известных художниц в мире моды подтверждает- то, что придумывают о наших женщинах они себе там, далеко не всегда совпадает с реальностью.
Я помню, как в 90-е впервые приехал в Москву Роберто Кавалли. Он мне тогда сказал очень важную мысль, которая верна и поныне:
Ваши женщины так много страдали и так многого были лишены, что они гораздо более отзывчивы на красоту и роскошь. Здесь они превзошли даже итальянок!
А если вам интересна история советской и мировой моды- посмотрите мои статьи и редчайшие фото: история моды и разведки здесь а история первого показа мод Диор в СССР здесь и здесь .
Ну а Эльза всю жизнь потом старалсь не упоминать о своем провале в СССР. А ее работы отлично подошли Голливуду!
Спасибо за внимание!