Исторически сложилось так, что всех новоприбывших сотрудников, в частности в рознице, отправляют на стажировку и практическое обучение в магазины, уже давно и успешно работающие.
Наставниками, естественно, становятся так же давно и успешно работающие сотрудники. С большим опытом и некоторыми педагогическими навыками.
Так ли это правильно? Что должна дать стажировка новому человеку в любой компании?
Про любую компанию я не буду брать на себя смелость рассуждать, а поговорю о том, с чем немного знаком: о розничных магазинах.
Что же подразумевает стажировка? Знакомство новичка со всеми процессами в магазинах, выработка начальных навыков. Это основное, чему учится человек на стажировочном магазине. Все остальное придет уже с опытом непосредственно на месте прохождения работы в своем магазине. Все это относится как к продавцам, так и к директорам, управляющим торговыми точками.
Что мы получаем на деле? Перед нами продавец. Он приходит в магазин с укомплектованным штатом, чистыми полками, размеренно выполняемыми процессами. Учится, сдает тестирование и приходит в свою торговую точку. И зачастую ждет сюрприз: недобор штата, постоянные прыжки с кассы на выкладку товара и так далее. Человек уже задумывается-как так, на стажировке же все было хорошо, куда я попал?
Теперь возьмем директора магазина. Пусть того же условного Магнита. То же самое, что и с продавцом но с небольшими вариациями: неспешно обучается, задает вопросы, видит, как налажена работа (с полным шататом, разумеется), делает себе пометки, как нужно работать, и, в полной уверенности в своих силах, идет уже руководить своей торговой точкой.
И тут, в зависимости от проблемности магазина, новоиспеченного директора ждут сюрпризы.
Оказывается, очень сложно успеть выставить товар, поменять ценники и не допустить очередей на кассах (про помыть полки я даже не говорю) при некомплекте штата.
Очень сложно руководить процессами в магазине, (когда их на уровне рефлексов не усвоил), в то время как разгружаешь фуру (см. абзац выше).
Очень сложно вовремя отправить все отчеты, когда сидишь за кассой, или следишь, чтобы очередной жулик не подрезал шампунь.
Но тем не менее, стажеров-директоров продолжают отправлять на причесанные магазины, учиться работе в тепличных условиях.
А потом руководство удивленно сокрушается, дескать, как же так, ведь такой сообразительный был стажер, куда все делось? И удивляются текучести среди администрации.
Я бы отправлял стажеров-директоров магазинов учиться на дико проблемные торговые точки. Конечно, директора-наставники должны учить, но именно в таких магазинах, и именно в условиях, приближенных к реальным. С некомплектом штата, с потерями, и так далее. Чтобы уже потом нельзя бы было удивить юного директора ничем.
Можно возразить, что при нормальном директоре-наставнике проблемный магазин под его управлением быстро придет в норму. Ну что ж, делать стажировочным магазином следующий проблемный.