В этом небольшом деревянном особняке с девятью окнами по фасаду на Старой Басманной улице, 36 жил Василий Львович Пушкин, известный стихотворец начала XIX века, автор первых манифестов карамзинской школы, староста общества «Арзамас», творец «Опасного соседа» – поэмы, появление которой в 1811 году стало литературной сенсацией, и по совместительству родной дядя великого поэта.
Василий Львович Пушкин нанял этот дом в 1824 году у тогдашней владелицы Пелагеи Васильены Кетчер. В Центральном историческом архиве Москвы хранится до сих пор неопубликованный документ о найме дома Кетчер В.Л. Пушкиным от 28 августа 1824 года, в котором в частности сказано: «… я нижеподписавшийся коллежский асессор - Василий Львов Пушкин дал сие условие госпоже титулярной советнице Пелагее Васильевне Кетчеровой в том что нанял я у нея госпоже Кетчеровой … для жительства Пушкина деревянной на каменном фундаменте дом со всеми принадлежностями как то - болшой с антресолями корпус, Людской флигельс конюшнею, каретным сараем и погребом, Состоящей в Москве Басманной части 3мъ квартале по № 238мъ …»
Знакомство с небольшим, но очень уютным домом начинается в одной из зал цокольного этажа, где вниманию посетителей предлагают небольшой фильм о В.Л.Пушкине и истории дома.
Поднявшись на первый этаж мы попадаем в прихожую. Здесь 8 сентября 1826 года состоялась встреча дяди и племянника. Александр Пушкин приехал в дом дяди после аудиенции в Чудовом дворце Кремля у Николая I, на которую он был приглашен после возвращения из Михайловской ссылки.
На диване – верхняя одежда гостей дома, на подносе у зеркала – их визитные карточки. Говорят, что каждый, кто приходит сегодня в гости к Василию Львовичу, может положить сюда и свою визитку. Но... Современных визиток на подносе не видно )))
Над диваном рядом с вышивкой – герб рода Пушкиных и родовое древо. Василий Львович, как и его племянник, мог по праву гордиться 600-летним дворянством.
Из передней мы попадаем в залу.
И Василий Львович и Александр Сергеевич были москвичами и очень любили родной город. Василий Львович, хорошо знавший московские достопримечательности, с гордостью показывал их иностранцам. Стены залы украшена видами Москвы.
На столике лежит рукописный альбом Е.И. Бибиковой, в котором К.Н. Батюшков запечатлел прогулку В.Л. Пушкина по Тверскому бульвару.
На стене – живописный портрет Василия Львовича работы неизвестного художника 1810-х годов, графический портрет его брата Сергея Львовича, выполненный К.К. Гампельном. Рядом – живописные портреты XVIII – начала XIX века, на которых изображены современники В.Л. Пушкина.
Двери залы ведут в гостиную, где собирался цвет московской литературы, известные поэты и писатели: бывший министр юстиции, поэт И.И. Дмитриев, издатель «Московских ведомостей», поэт, князь П.И. Шаликов, ближайший друг Василия Львовича, поэт, князь П.А. Вяземский.
В доме у Василия Львовича часто бывали великий польский поэт А. Мицкевич, поэт А.А. Дельвиг, автор остроумных эпиграмм, библиофил С.А. Соболевский.
В этой гостиной Александр Сергеевич читал свое сочинение, которое потом было напечатано под названием «Путешествие в Арзрум».
Василий Львович развлекал гостей рассказами о Париже (в 1803–1804 годах он посетил Германию, Францию, Англию; в Париже представлялся Наполеону, тогда первому консулу), читал свои стихотворения.
На бюро - альбом Е.А.Демидовой с автографами трех стихотворений В.Л.Пушкина.
Стены украшают работы художников XVIII века.
Слева от картин - сонетка В.Ф.Вяземской.
В следующей комнате располагается столовая.
Стол сервирован изделиями прославленных российских предприятий: заводов Гарднера, Бахметева, Императорского фарфорового завода, а также предметами сервировки, изготовленными в Мейсене, Дрездене и других городах Западной Европы.
На отдельном столике у окна - арзамасский гусь, символ веселого литературного общества «Арзамас», старостой которого был Василий Львович. За обеденным солом собирались московские арзамасцы. Здесь гостеприимный хозяин угощал и своего племянника. Здесь звучали шутки, смех, пенились бокалы с шампанским
Ваза декоративная. Неаполитанская фарфоровая мануфактура 1820-1830-е годы.
Коридор из столовой ведет в комнату, посвященную поэме В.Л. Пушкина «Опасный сосед», появление которой в 1811 году было настоящей сенсацией. А.С. Пушкин восхищался поэмой дяди, увековечил ее героя Буянова на страницах романа «Евгений Онегин».
Поэма связана с литературной борьбой, когда в битвах между сторонниками Н.М.Карамзина и приверженцами А.С.Шишкова решалось будущее русского литературного языка и русской литературы. Это был спор не только о словах, но и спор о патриотизме, о просвещении.
Памятуя о том, что В.Л. Пушкин был страстным театралом, играл в домашних спектаклях, создатели музея соорудили сцену домашнего театра, представляющего поэму «Опасный сосед». В комнате можно увидеть портреты первых издателей «Опасного соседа» – барона П.Л. Шиллинга и С.Д. Полторацкого
Следующая комната первого этажа - кабинет Василия Львовича Пушкина. В книжных шкафах – книги в кожаных переплетах, труды Общества любителей российской словесности при Московском императорском университете, одним из учредителей которого был В.Л. Пушкин, прижизненные издания дяди и племянника. В этом кабинете, рядом с книжными шкафами и портретами любимых поэтов дядя и племянник беседовали о литературе.
Особую ценность представляет книга, привезенная Василием Львовичем из Парижа с его автографом – «Театр господина де Лану», единственный прижизненный сборник стихотворений поэта-дяди 1822 года с его дарственной надписью.
Здесь Василий Львович сочинял стихи, читал творения А.С. Пушкина, поэтической славой которого всегда гордился:
Руслан, Кавказский пленник твой,
Фонтан, Цыганы и Евгений
Прекрасных полны вдохновений!
Они всегда передо мной,
И не для критики пустой. Я их твержу для наслажденья.
Рядом с кабинетом Василия Львовича - камердинерская. Здесь жил камердинер Игнатий Хитров. В 1803-1804 годах он сопровождал своего хозяина в заграничном путешествии в Германию, Францию, Англию. В 1811 ездил с Василием Львовичем в Петербург, когда дядя отвозил племянника в Царскосельский Лицей.
На столе в камердинерской можно увидеть письменный прибор. Дело в том, что Игнатий тоже сочинял стихи, подражая Василию Львовичу.
Поднявшись по лестнице мы оказываемся на антресолях, где располагается комната, в которой А.С. Пушкин останавливался у дяди.
В этот свой приезд в Москву А.С. Пушкин встретил Наталью Николаевну Гончарову. Предстоящая свадьба племянника обрадовала дядю.
Интересно... Угадаете что это такое?
Экспозиция следующей комнаты погружает погружает гостей дома в мир московского детства А.С. Пушкина. С дядей связаны детские годы Александра, поездка в Петербург, в Царскосельский Лицей, первые шаги на поэтическом поприще.
На секретере настольный глобус и подзорная труба, азбука и чернильница с рыбкой на крышке.
В шкафу на стене книги и милые безделушки.
Музыкальная шкатулка с птичкой, игрушки, вышитые бисером кошельки.
А.С.Пушкин часто навещал дядюшку, любил его и его гостеприимный дом.
В витрине младенческая распашонка XVIII - начала XIX века, по легенде принадлежавшая А.С.Пушкину. Рядом вышитое Ариной Радионовной полотенце.
Переступив порог этого небольшого деревянного дома словно попадаешь в век XIX. Музей очень уютный и атмосферный. И уходить оттуда совсем не хочется.
В истории дома, в котором жил В.Л. Пушкин – никогда не было реставрации. Последняя переделка была по документам совершена в 1890 году. Начатая в 2011 году реставрация музея и проведенные архитектурные исследования дома привели к чрезвычайно ценным результатам: сохранились остатки паркета из дубовых досок, покрывавших некогда полы; обнаружены фрагменты облицовки гостиной – это был искусственный мрамор; до наших дней дожила одна из угловых печей в гостиной, сохранилось основание другой печи; филенчатые двери, которые были здесь в те времена…
Музей был открыт 6 июня 2013 года, в день рождения великого поэта.
Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса – до 17:30); по четвергам – с 13:00 до 21:00 (касса – до 20:30). Выходные дни: понедельник, вторник.