Найти тему
1,4K подписчиков

Как М.В.Нестеров через своё «видение» открыл нам Россию?

На одной из своих популярных экскурсий по Москве «Женские судьбы династии Романовых» в Марфо-Мариинской обители я произношу имена людей, которые расписывали Покровский собор: Михаил Васильевич Нестеров и его ученик – Павел Дмитриевич Корин.

Дальше следует ассоциативный ряд для тех, кому имя Нестерова незнакомо, и я показываю картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», после чего происходит «узнавание» автора.

И это неудивительно! Ведь это произведение стало сенсацией XVIII Передвижной выставки 1890 года. Картина получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна восхищались ее тонкостью и утонченностью.

Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой. В этом был убежден и сам художник, повторяя уже на старости лет: "Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я".

Позднее живописец создал цикл картин, посвященных жизни Сергия Радонежского.

Эта же картина стала отправной точкой для нового художественного опыта. Нестерова пригласили в Киев для работы над росписями Владимирского собора. После были фрески для храма Александра Невского в Абастурмане, Покровского собора в Марфо-Мариинской обители в Москве, для собора в Сумах.

Росписи М.В.Нестерова в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители. Фото с сайта mmom.ru
Росписи М.В.Нестерова в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители. Фото с сайта mmom.ru

Художник посвятил церковным росписям более 20 лет своей жизни, и они принесли ему широкую известность.

А начиналось всё в Уфе, где родился Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942 ) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства, академик живописи (1898), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родом был из купеческой семьи, с детства занимался творчеством, любил рисовать. В возрасте 12 лет его отправили учиться в реальное училище, но уже через два года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он проучился три года, затем еще три года пробыл в Академии художеств в Петербурге (1880-1883) и опять три года в московском Училище, с которого начал (1883-1886).

Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Под их влиянием ранние картины Нестерова были созданы в традициях передвижничества.

Михаил Нестеров вспоминал: «Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» Ему ответили: «Нестерова». Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту! Надо было иметь 17 лет, мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное... Я почувствовал себя счастливейшим из людей».

Основной жанр его первых полотен — бытовой, но молодой художник уделял много внимания пейзажу, который вскоре стал одним из важнейших сюжетов его живописи.

Помимо этого, будучи человеком православным, Михаил Нестеров неистово веровал в особый путь Руси.

Так одной из первых тематических картин оказался «Пустынник» (1888-1889) – картина, где показан тихий и смиренный лик настоящего православного монаха. Эта работа была куплена П.М. Третьяковым еще до ее показа на XVII Передвижной выставке.

М.В. Нестеров. Пустынник. 1888 -1889. ГТГ
М.В. Нестеров. Пустынник. 1888 -1889. ГТГ

В этом произведении органично соединились самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила. Именно после «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значительных современных живописцев.

На деньги, полученные от продажи этой картины, Михаил Васильевич отправился в свою первую заграничную поездку. Путешествуя по Европе, он изучил работы старых мастеров, создал множество набросков и эскизов.

Во время этой поездки к нему пришла идея картины, посвященной Сергию Радонежскому, чей образ с самого детства был для художника особенным, т.к. в семье святого особо любили и почитали. По возвращении на Родину, Нестеров начал работу над самым известным своим произведением, с которым в первую очередь и по сегодняшний день ассоциируется великий мастер - «Видение отроку Варфоломею» (1890).

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море.

Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не закончился — они ещё долго звучали в его картинах.

Духовные поиски художника воплотила в себе картина «Святая Русь» 1902 года.

Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал: «Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей… Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой».

М.В. Нестеров. Святая Русь.  1901-1906. Фото с сайта culture.ru
М.В. Нестеров. Святая Русь. 1901-1906. Фото с сайта culture.ru

После революции 1917 года, когда религиозная тема оказалась под запретом, живописец стал писать своих современников. К работам постреволюционного периода относятся портреты: ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской. За портрет Ивана Павлова, созданный в 1935 году, художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства.

«И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их...» , - писал М.В. Нестеров.

М.В.Нестеров. «Портрет академика Павлова». 1935. Фото с сайта culture.ru
М.В.Нестеров. «Портрет академика Павлова». 1935. Фото с сайта culture.ru

Михаил Нестеров не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался он 18 октября 1942 года, на 81-м году жизни.

Наверное, нет другого такого русского художника, отразившего душу нашей необъятной страны, которую можно увидеть везде (воочию или в образах своей памяти), где бы вы ни путешествовали: в Москве в Третьяковской галерее или в Марфо-Мариинской обители, в Сергиевом Посаде, вспоминая Сергия при входе в Троице-Сергиеву Лавру, в Свердловской области, посещая Верхотурский монастырь, на Соловках, погружаясь в природу Севера, в Подмосковной усадьбе Мураново, в родном доме и музее в Уфе и многих других местах.

М.В. Нестеров. Симеон Верхотурский. 1905. На обороте вензель "А.Ф. под императорской короной. Главархив. Фото автора
М.В. Нестеров. Симеон Верхотурский. 1905. На обороте вензель "А.Ф. под императорской короной. Главархив. Фото автора

А вам нравятся картины Михаила Васильевича Нестерова? Побуждает его творчество на путешествия и знакомство со своей страной? Моё следующее желаемое место для путешествия - Соловки.

Любите путешествия со смыслом? Тогда нам по пути! Подписывайтесь на мой канал и ставьте 👍 статьям, так я пойму, что пишу на интересные вам темы.