На одной из своих популярных экскурсий по Москве «Женские судьбы династии Романовых» в Марфо-Мариинской обители я произношу имена людей, которые расписывали Покровский собор: Михаил Васильевич Нестеров и его ученик – Павел Дмитриевич Корин.
Дальше следует ассоциативный ряд для тех, кому имя Нестерова незнакомо, и я показываю картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», после чего происходит «узнавание» автора.
И это неудивительно! Ведь это произведение стало сенсацией XVIII Передвижной выставки 1890 года. Картина получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна восхищались ее тонкостью и утонченностью.
Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой. В этом был убежден и сам художник, повторяя уже на старости лет: "Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я".
Позднее живописец создал цикл картин, посвященных жизни Сергия Радонежского.
Эта же картина стала отправной точкой для нового художественного опыта. Нестерова пригласили в Киев для работы над росписями Владимирского собора. После были фрески для храма Александра Невского в Абастурмане, Покровского собора в Марфо-Мариинской обители в Москве, для собора в Сумах.
Художник посвятил церковным росписям более 20 лет своей жизни, и они принесли ему широкую известность.
А начиналось всё в Уфе, где родился Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942 ) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства, академик живописи (1898), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Родом был из купеческой семьи, с детства занимался творчеством, любил рисовать. В возрасте 12 лет его отправили учиться в реальное училище, но уже через два года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он проучился три года, затем еще три года пробыл в Академии художеств в Петербурге (1880-1883) и опять три года в московском Училище, с которого начал (1883-1886).
Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Под их влиянием ранние картины Нестерова были созданы в традициях передвижничества.
Михаил Нестеров вспоминал: «Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» Ему ответили: «Нестерова». Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту! Надо было иметь 17 лет, мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное... Я почувствовал себя счастливейшим из людей».
Основной жанр его первых полотен — бытовой, но молодой художник уделял много внимания пейзажу, который вскоре стал одним из важнейших сюжетов его живописи.
Помимо этого, будучи человеком православным, Михаил Нестеров неистово веровал в особый путь Руси.
Так одной из первых тематических картин оказался «Пустынник» (1888-1889) – картина, где показан тихий и смиренный лик настоящего православного монаха. Эта работа была куплена П.М. Третьяковым еще до ее показа на XVII Передвижной выставке.
В этом произведении органично соединились самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила. Именно после «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значительных современных живописцев.
На деньги, полученные от продажи этой картины, Михаил Васильевич отправился в свою первую заграничную поездку. Путешествуя по Европе, он изучил работы старых мастеров, создал множество набросков и эскизов.
Во время этой поездки к нему пришла идея картины, посвященной Сергию Радонежскому, чей образ с самого детства был для художника особенным, т.к. в семье святого особо любили и почитали. По возвращении на Родину, Нестеров начал работу над самым известным своим произведением, с которым в первую очередь и по сегодняшний день ассоциируется великий мастер - «Видение отроку Варфоломею» (1890).
В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море.
Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не закончился — они ещё долго звучали в его картинах.
Духовные поиски художника воплотила в себе картина «Святая Русь» 1902 года.
Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал: «Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей… Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой».
После революции 1917 года, когда религиозная тема оказалась под запретом, живописец стал писать своих современников. К работам постреволюционного периода относятся портреты: ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской. За портрет Ивана Павлова, созданный в 1935 году, художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства.
«И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их...» , - писал М.В. Нестеров.
Михаил Нестеров не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался он 18 октября 1942 года, на 81-м году жизни.
Наверное, нет другого такого русского художника, отразившего душу нашей необъятной страны, которую можно увидеть везде (воочию или в образах своей памяти), где бы вы ни путешествовали: в Москве в Третьяковской галерее или в Марфо-Мариинской обители, в Сергиевом Посаде, вспоминая Сергия при входе в Троице-Сергиеву Лавру, в Свердловской области, посещая Верхотурский монастырь, на Соловках, погружаясь в природу Севера, в Подмосковной усадьбе Мураново, в родном доме и музее в Уфе и многих других местах.
А вам нравятся картины Михаила Васильевича Нестерова? Побуждает его творчество на путешествия и знакомство со своей страной? Моё следующее желаемое место для путешествия - Соловки.
Любите путешествия со смыслом? Тогда нам по пути! Подписывайтесь на мой канал и ставьте 👍 статьям, так я пойму, что пишу на интересные вам темы.