Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15
08 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
09 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Практически любой неравнодушный родитель, которому хоть раз довелось быть свидетелем ругани между своими детьми, чувствует горечь и сожаление по этому поводу. Какова же была величина разочарования Бога, когда случилось такое... Как же сильно мы его подвели и разочаровали... Мы не только вкусили запретный плод, но и друг друга стали убивать! Божественная любовь опять оказалась безответной. Этот неиссякаемый поток жизни человечество не смогло принять, выбрав грустный путь.
Подумать только, урок о том, что зависть порождает пагубные последствия, был дан на заре человечества, прямо во втором поколении, но до сих пор это чувство так тяжело перебороть... Только радость за ближнего способна нас исправить. Если кому-то повезло в жизни больше, чем мне, достаточно просто сформулировать, что значит, так угодно Богу и это Его мудрый замысел, и очень хорошо, что он свершился. Принцип "мне хорошо, а другому пусть будет еще лучше" можно считать созидательным, а сегодняшнее чтение демонстрирует разрушительную силу противоположного принципа - "мне плохо, а другому пусть будет еще хуже". В этой истории хуже стало всем, абсолютно всем...
Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 7-16
07 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль.
08 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
09 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей;
10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.
15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;
16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.
Обратил внимание, что даже впервые читая эти слова, понимаешь, что ефа не больше, чем хомер. Но насколько? Ефа - 24 883 см³, чуть меньше 25 литров, хомер - 395533,2 см³, чуть меньше 395 литров. То есть более чем десятикратный убыток.
Вот он, путь тех, кто будет брать без устали, а еще хуже - отнимать у других. И убытки - это еще ничто по сравнению с тем, какой голод будут испытывать жадные до чужого добра люди. Парадокс, но при постоянном стремлении наполнить окружающий мир, внутренний не пополняется, а иногда даже опустошается. Указанные последствия, на мой взгляд, очень даже справедливы, но так ли уж желанны? Хамский образ жизни неприемлем для человека. Нужно помнить, что мы уже давно не в Раю, и усердная внутренняя работа над собой может поспособствовать достойно явиться на неизбежную встречу с Создателем по истечению земной жизни куда больше, чем кровопролития и вопли.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 1-15
01 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
02 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
03 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
04 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
05 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
06 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
07 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
08 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
09 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,-
12 и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!"
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Мне тут слышится, что нередко нужно слушать свой разум, а не внутреннее чувство в отношениях с людьми. В данном случае на примере чужой жены. Я бы даже подчеркнул, что именно чужой жены, а не женщины, не являющейся твоей женой. На мой взгляд, это все одно и то же, просто более лаконичная формулировка из двух слов. Ведь если женщина не является твоей женой - то она явно жена кого-то еще, и не важно, узаконили они эти отношения или даже еще не встретились. Упаси нас всех Господь от подобных соблазнов! И от гордости за собственную верность, которая нередко и обусловлена не собственной крепостью, а отсутствием достаточной силы соблазна или обстоятельств. Зачастую это зов плоти, удовлетворив который наверняка почувствуешь отчаянную пустоту внутри. И еще раз напоминаю себе, что женщина создана для аккумулирования любовной энергии. Я в любом случае её должен отдавать. Моя жена эту энергию принесет к нам в дом, и разделит её между всеми, в том числе и мной. Что с этой энергией сделает чужая жена - и представлять не хочется.