Крымский период жизни и творчества архитектора Браиловского

137 прочитали
Леонид Михайлович Браиловский (1867-1937)
Леонид Михайлович Браиловский (1867-1937)

Антонина Шаханова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИМ РАХ (специально для Большой Ялтинской Энциклопедии)

Страницы биографии Леонида Михайловича Браиловского известны достаточно узкому кругу историков искусства. Его деятельность в области живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, мемориальной скульптуры, театрально-декоративной и археологической, выставочной и общественной работе начала ХХ века была более чем заметной. Занимая высокие позиции в общей картине культурно-художественной жизни как России (1900-1920 гг.), так и русского зарубежья (1920-1950-е гг.), художник был ярким представителем «Русского стиля».

Изучение им памятников древнерусской архитектуры, открытие в Москве собственной декоративно-художественной мастерской, участие в конкурсах по строительству нового здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, дома П. Н. Перцова, строительство ряда вилл в Крыму и на Кавказе, постановка русских опер на сцене Национального театра в Белграде, создание секции древнерусской архитектуры в музее Петриано (Ватикан) - лишь краткий перечень реализованных им творческих проектов, не отражающий в полной мере масштаб его деятельности.

Жизнь Л. М. Браиловского, последнего академика архитектуры императорской России, также как судьбы и творческой деятельности большинства русских художников второй половины XIX – начала ХХ века, была тесно связана с Крымом. Уже в перечне представленных произведений на выставках 90-х годов XIX в. мы находим работы Л. М. Браиловского, созданные им в Крыму. Еще будучи академистом Императорской академии художеств, в 1891 году, на XI Акварельной выставке «Общества русских акварелистов» Л. М. Браиловский впервые выставляется в качестве экспонента с двумя «Крымскими этюдами».

До отъезда в пенсионерскую поездку, в 1893 и 1895 годах Браиловским были показаны три крымских «Этюда с натуры», «Улица в Бахчисарае» и «Старый павильон в Алупкинском парке».

Л. М. Браиловский. Мечеть в Бахчисарае. 1908 год
Л. М. Браиловский. Мечеть в Бахчисарае. 1908 год

В IV выпуске «Ежегодника Общества архитекторов-художников» 1909 года и каталоге «Архитектурно-художественной выставки» 1911 года мы находим три эскиза для строительства вилл в Крыму.

Необходимым и важным должно стать упоминание о работе Л. М. Браиловского в области мемориальной скульптуры. В 1907-1908 годах он создал проекты выразительных скульптурных надгробий на могилах композитора В. С. Калинникова (1866-1900) в Ялте и писателя А. П. Чехова (1860-1904) на Новодевичьем кладбище в Москве. Первоначальные эскизы и планы памятников впервые были опубликованы в 1905 году в журнале «Строитель», осуществленные варианты тремя годами позже появились на страницах периодического издания «Ежегодник Общества архитекторов-художников».

Л. М. Браиловский. Проект памятника на могиле В. С. Калинникова. 1905 год
Л. М. Браиловский. Проект памятника на могиле В. С. Калинникова. 1905 год

Занимаясь частной практикой в Новом Мисхоре (Крым) под руководством главного архитектора Ялты Н. П. Краснова, Л. М. Браиловский построил ряд усадеб и дач для новых владельцев этих земель. Работы этого времени либо не сохранились, либо были сильно перестроены. В своей автобиографии архитектор упоминает виллы В. Н. Радакова и художницы А. А. Хотяинцевой, дачу сестры А. П. Чехова, дом художника К. А. Коровина. Одновременно со строительством дома Марии Павловны Чеховой строил собственную виллу «Томсон Холь» в Новом Мисхоре и сам Браиловский.

Л. М. Браиловский Проект виллы М. П. Чеховой в Крыму. 1909 год
Л. М. Браиловский Проект виллы М. П. Чеховой в Крыму. 1909 год
Дача М. П. Чеховой "Чайка". Фото 2018 года
Дача М. П. Чеховой "Чайка". Фото 2018 года

Уже с 1914 года Л. М. Браиловский большую часть времени проводил в Крыму. Не прекратив своей преподавательской деятельности, продолжая сотрудничать с Малым театром в Москве, совершая нечастые туда поездки, он большую часть времени работал в своей мисхорской мастерской.

В конце 1917 года, не принимая, как и большинство людей из его окружения, новой политической власти, понимая, что не хочет и не может вернуться в Москву, Л. М. Браиловский обратился в Совет Училища живописи, ваяния и зодчества с просьбой о предоставлении ему отпуска. Именно здесь, в Крыму, ставшем первым пунктом на пути в эмиграцию, в окружении художников, архитекторов, писателей, общественных и культурных деятелей, ему, как и большой части российской интеллигенции, придется пережить самые тревожные дни и сделать свой политический и дальнейший жизненный выбор.

В 1918-1920 годах Крым стал крупным культурным центром России. Волею судеб, именно сюда съезжались многочисленные дворянские семьи, среди которых были члены бывшего царского правительства, политики, меценаты, фабриканты, медики, ученые, литераторы, музыканты, художники, архитекторы. Пусть в меньшей степени, чем ранее, но не с меньшим энтузиазмом и воодушевлением культурная элита Крыма пыталась воссоздать художественную, литературную и музыкальную атмосферу прошлого. О том, какими переживаниями были переполнены души, какими надеждами жили крымчане в эти годы, а также о том, каким авторитетом не только в художественных и литературных кругах пользовалось имя Л. М. Браиловского, как нельзя лучше рассказали изданные несколько лет назад дневники Веры Судейкиной. Так же, как и все остальные, перенося жизненные тяготы, не имея достаточного количества денег, испытывая зачастую голод и страх, чувство полной безнадежности и неуверенности в будущем, художник, как мог, поддерживал окружавших его коллег. Находясь в гуще художественных и политических событий, в составе большой группы сподвижников занимаясь сохранением культурных ценностей, ставя перед собой задачи дальнейшего культурного развития Крыма, Л. М. Браиловский входил в члены секции искусства при Министерстве народного просвещения, поставившего перед собой цель - открыть в Ялте первую высшую художественную школу, Южную Академию художеств. Несмотря на огромное количество бытовых проблем, художники и просто желавшие рисовать любители продолжали устраивать творческие студии, литературные и музыкальные вечера, читать лекции об истории искусства и архитектуры, обсуждать будущее своих художественных проектов по развитию музейного и выставочного дела в Крыму. Часто местом таких собраний служила мастерская художника. Перечислить всех известных лиц, побывавших в их доме, просто невозможно. Многие из гостей приезжали в него на некоторое время или жили на протяжении нескольких недель, кто-то обязательно наведывался сюда почти каждый день, чтобы обсудить последние столичные и местные новости, поделиться своим мыслями и услышать мнение коллег. Некоторое время в его доме жили Сергей и Вера Судейкины, останавливались Мария Павловна и Иван Павлович Чеховы, баронесса О. М. Врангель с двумя маленькими дочерьми и сыном, частыми гостями дома были С. А. Сорин, Н. Д. Милиотти, М. П. Латри, И. Я. Билибин, М. А. Волошин, С. Н. Булгаков, В. В. Набоков, С. К. Маковский, А. А. Хотяинцева и многие другие. Все они были поглощены идеей создания Академии. Основой для создания официального художественного заведения в Крыму должна была стать организация выставок, посредством которых предполагалось обратить внимание жителей Юга России на не пропавшие, вечные и такие невероятно нужные составляющие их сегодняшней и будущей жизни – культуру и духовность. Л. М. Браиловский был одним из их организаторов и участников.

Осенью 1920 года всем желающим жителям Ялты и ее окрестностей, было предложено покинуть Крым на английском сверхдредноуте союзников. Сергей и Вера Судейкины, С. А. Сорин, Н. Д. Милиоти, И. Я. Билибин, Браиловские и многие другие вместе с офицерами армии Врангеля покинули черноморский берег. Спустя десять лет, в своем письме баронессе М. Д. Врангель, художник и его супруга Римма Никитична писали о том, как «в Мисхоре пережили ужасы большевизма, переехали в Ялту на дачу А. П. Чехова, откуда за семь месяцев до эвакуации Крыма были вывезены английским военным судном в Константинополь». По их словам, при себе у них «было пять долларов и никаких вещей». Крымский период стал пограничным в творческой судьбе художника и его супруги.

Формат предлагаемой вниманию читателей статьи не может включить в себя повествование о дальнейшем пребывании четы Браиловских в Константинополе, Королевстве сербов, хорватов и словенцев в Белграде, их работе в Италии. Эти страницы их жизни, также, как и предшествующий всему вышесказанному отражены в монографии "Леонид Михайлович Браиловский. Личность художника Серебряного века".