Отрадно было узнать, что в центре для особо одаренных детей Сириус приступили к строительству концертного зала для того, чтобы юные таланты могли попробовать себя на большой сцене.
Это – очень хорошая новость, вообще приятно слышать, что делается что-то для детей и стариков, сразу крепнет уверенность в том, что нас ждет длительная и уютная старость, а наших внуков – широкие возможности.
Но только весь вопрос в том, что ситуация с детьми немного напоминает фильм «Морозко» - кто-то Марфушенька-душенька, а другие – Настька, тьфу на тебя.
Что же делается в рядовых российских школах в то время, как одаренные дети оттачивают мастерство в тепличных условиях образовательного центра?
1. Наполняемость классов
Не должна превышать 25 человек, что регламентируется Приказом от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
В реальности – очень часто в классе обучается по 30 человек.
А ведь норма в 25 взята не с потолка: во-первых, учитывается возможность педагога «охватить» именно такое количество детей для того, чтобы обучение могло быть качественным.
Во-вторых, и это тоже немаловажно, – количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели, требований к естественному и искусственному освещению.
Таким образом, превышение нормы учащихся в классе ведет к нарушению их права на получение качественного образования в предусмотренных законом условиях.
2. Обучение в две и даже три смены
- явление, которому давно пора бы положить конец, однако из-за нехватки школ на начало 2019/2020 учебного года во вторую и третью смены по программам начального общего образования (1-4 классы) занималось 17,8% обучающихся, по программам основного общего образования (5-9 классы) — 11,2%, по программам среднего общего образования (10-11 классы) — 0,7%.
Надо понимать, что вторая, а тем более третья смена не только смещают график учебного дня и препятствуют занятиям в спортивных секциях и кружках, но и означают огромную нагрузку на школьные помещения с точки зрения санитарно-гигиенических норм, что особенно опасно в период, когда волны эпидемии идут одна за другой.
3. Теплые туалеты и водоснабжение
В 2019 году подсчитали, что более трех тысяч российских школ не оборудованы теплыми туалетами. Об этом заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, назвав ситуацию "позором российской власти". Почему я оперирую цифрами 2019 года? А потому, что это – последние данные по этой проблематике, которые можно найти в интернете. Данных за 2020 год просто нет – значит ли это, что проблемы больше не существует? Очень сомневаюсь, ведь если бы ее решили – нам бы точно об этом сообщили по всем каналам, сопровождая достижения фанфарами и аплодисментами.
Так что пойди, Настька, во двор, там удобствами воспользуйся.
4. Спортивные залы
А что у нас со спортом? Даже хуже, чем с туалетами: спортивные залы отсутствуют примерно в 4,5 тысячи российских школ, что составляет 10% от их общего числа. Об этом рассказала директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Жанна Садовникова на форуме по общественному здоровью.
Оно, может, и хорошо на свежем воздухе спортом позаниматься, - что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной – но все-таки условия занятий в школах для граждан одной страны должны быть уравнены, уж раз право на образование Конституция гарантирует всем, это образование и должно получаться детьми в равных условиях.
5. Горячее питание
А вот как раз сегодня пришло сообщение из Хакасии – там со дня на день прекратят кормить детей в школах горячими обедами. И это несмотря на то, что Госдума приняла закон о здоровом и сбалансированном питании школьников, которое должно обеспечиваться начиная с 1 сентября 2020 года.
Меня, честно говоря, уже умилили уточнения, которые сделал спикер Госдумы Вячеслав Володин в разговоре с журналистами: он сказал о начале бесплатного горячего питания только в тех школах, где есть необходимые условиях, то есть оборудованные для организации горячего питания столовые, наличие необходимого кухонного оборудования. Опять у нас все равны, но некоторые все-таки равнее.
Да, так о Хакасии: там даже столовые есть, есть и необходимое кухонное оборудование. Денег только нет – не переводят их поставщикам школьного питания, и они уже четыре месяца кормят школьников в долг. А надо понимать, что большинство таких поставщиков – небольшие компании, и они на грани банкротства. Сумма долга за уже поставленное горячее питание – 315 миллионов рублей.
Так что, конечно, талантам надо помогать, а как же все остальные – им опять никто ничего не должен?
Еще о проблемах образования можно почитать здесь: Чему научит учитель физики, выучившийся на учителя за 324 часа?
и здесь: Утечка мозгов по-новому – почему нам предстоит жить без молодых ученых
Если Вам понравилось, подписывайтесь на канал и ставьте лайк, до новых встреч