Читать итоги года в соцсетях — мучение? Хочется плакать, оценивая прошедший год, или свернуться калачом на кровати (или даже под ней, где вас больше никто никогда не найдёт)? Год был тяжелым или даже кажется полным провалов?
Я вас отлично понимаю. Когда я читаю о том, что сделали люди и их компании за этот год (особенно если это что-то значимое для меня, вроде достижений в области психологии или нейробиологии, медиа и медиабизнеса и тд) мой собственный год может показаться мне маленьким пожухлым яблочком рядом с раскидистой яблоней. Но я знаю, что это — искажение.
Что происходит?
Во-первых, писать итоги года чаще всего выбирают люди, которым есть, чем похвастаться. Не многие решатся в эти предпраздничные дни выйти с исповедью, а не с демонстрацией своих лучших сторон (хотя в коронавирусный год подобной честности всё же больше, чем в прошлые годы). Из-за этого у нас создается искаженная картина всеобщего успеха и радости. А вот мы могли потратить год не на то, чтобы преуспеть, а но то, чт#травкина_осознанностьПосмотрите ?
Помните, однако, что другие люди делятся итогами года именно потому, что они тоже чувствуют слабость и неуверенность: им нужно социальное одобрение и поддержка — иначе бы все просто самоуверенно продолжали делать дела вместо того, чтобы сочинять посты о своих успехах. Да и сами успехи не радовали бы, если бы за это нам не доставалось внимание и поддержка общества.
Во-вторых, люди, которым что-то удалось и которые положительно оценивают свой год, с большим снисхождением смотрят на свои неудачи и неуспехи, которых просто не может не быть за год. Но мы не понимаем этого и думаем, что ошибались, лажали и лежали без сил только мы сами.
Всё зависит от фокуса внимания, лично я могла бы написать 2 текста об итогах года: один из них рисовал бы историю успеха, а другой — полного провала и разочарования, но в каждом из них был бы один и тот же набор событий.
В-третьих, культура итогов года предполагает делиться по большей части достижениями, связанными с продуктивностью, экономическим ростом или с повышением социального статуса — в общем, тем, что довольно легко описать и выразить в количественном эквиваленте для понятности.
Но у вас мог быть совсем другой год: например, полный внутренней борьбы, тонкой эмоциональной работы. В конце-концов, вам может просто трудно выразить всё это словами.
Я считаю большим заблуждением пытаться измерять свою жизнь в терминах продуктивности. Человек — это не машина по производству продуктов и денег. Да, экономическая система так устроены, что наша внутренняя жизнь для нее не существует, а мы — ничего не стоим, если не участвуем в процессе производства. Плевать. Мы её рано или поздно изменим, и начинать нужно со взгляда на себя не как на машину по производству достижений, а как на бытие.
Посмотрите на себя, как на human being.
Ваш субъективный мир в этом году пополнился огромным количеством уникальных переживаний и чувствований мира. Вы испытали трепет, боль, радость, тоску, веру, страх смерти и много чего еще. Все мы испытываем универсальные чувства, но каждое бытие при этом уникально.
Вы наблюдали жизнь, и эти наблюдения складывались в вас поэзией телесной памяти, строка за строкой. Вы, может быть, не можете записать ее — но можете станцевать, испечь, нарисовать, пропеть или передать во взгляде и объятиях.
Вы переживали сложные и неповторимые контакты с другими человеческими существами. Это обогатило вас больше, чем развитие облачных сервисов обогатило Майкрософт.
Вы наблюдали, рефлексировали, вы справлялись с трудностями каждый день. Вы стали мудрее и сильнее, даже если кажется, что всё непонятно и сил больше нет.
Пожалуйста, отдайте себе должное и признайте, что вы достойны своего уважения за этот непростой год.
И не забывайте, что самая темная ночь — перед рассветом.