Славянские боги слишком быстро скрылись во мраке веков — от многих остались лишь имена, причем некоторые из них нам уже ни о чем не говорят даже приблизительно. Что касается их занятий и места в иерархии, то нам остается изучать только различные поучения против язычников и летописи. Разумеется, монахи не собирались разбираться в языческих культах, но тем ценнее те сведения, которые до нас дошли, даже если они и не совсем объективны. Свои роли славянские боги достаточно быстро уступили христианским святым и навсегда смешались с ними в народном сознании.
Например, так возник Илья-Пророк, который громом и молнией изгоняет нечисть — в нем нетрудно узнать Перуна, переосмысленного уже с точки зрения христианских взглядов на природу.
Гораздо больше повезло многочисленных духам, которые, видимо, подобно кельтским эльфам или греческим нимфам, когда-то были в подчинении у богов, но с забвением язычества стали самостоятельными фигурами народных суеверий. Они населяли поля, леса, дома — словом, все пространство, окружавшее человека.
Герои сегодняшней статьи — духи полей, опасные и забавные. С ними наши предки сталкивались во время летних полевых работ, поэтому зимой все эти существа спали.
Полевой или полевик
Дух нивы, хранитель поля, прежде всего, пшеничного. Черный неказистый старичок с разноцветными глазами, волосами из травы и бородой из колосьев, а также с вечным насморком, бродил по полям и предлагал людям вытереть ему нос. Небрезгливые получали кошелек, набитый серебряными монетами, брезгливые — ничего. Впрочем, в дурном настроении полевик мог наслать на дерзкого человека лихорадку и неурожай.
При этом на одном поле могло обитать целое семейство полевиков. Чаще всего они выбирались на поверхность в полдень, на закате и в лунные летние ночи. Увидеть их можно было не только в поле, но и у оврага, на меже и на перекрестке дорог. Но искать с ними встречи на самом деле не стоило — капризные, как и все духи, они могли запросто наказать человека за любопытство тяжелой болезнью.
Впрочем, были у полевого и другие обличья — белый призрачный силуэт, козел и даже бык. В легендах Русского Севера полевика описывали как молодого длинноногого парня, покрытого рыжей шерстью, с рожками и хвостом, который стремительно перемещался по полям ржи в столбе пыли, так что издалека казался просто искрой. В редких случаях он принимал облик всадника на сером коне. Как и полудницы, полевик карал жнецов солнечным ударом за работу в неурочное время.
Но хуже всего, если полевой дух возникал среди колосьев в образе оборванного нищего старика и молча грозил пальцем. Это предвещало голод всей деревне. Если же он всадником проносился по улицам, то стоило ожидать большого пожара.
Довольный хозяин полей обеспечивал людям солидный урожай, в противном случае мог наслать на ниву мышей и вредных насекомых, мешал злаки, так что среди пшеницы вырастала рожь, мял и ломал спелые колосья, а также изводил животных, которые паслись на лугу. За неаккуратно убранное поле дух наказывал крестьянина неурожаем в следующем году.
Как и другие полевые духи, он активен весной и летом, а осенью залегал в спячку — в последний сжатый сноп, который всегда хранили до следующего года, или в специально оставленные колосья на краю поля.
А вот чего не стоило делать в поле, так это спать. Полевик считал это величайшим оскорблением, поэтому кошмары, лихорадка, головная боль, удушье и прочие неприятности такому человеку были обеспечены. Не стоило оставлять в поле и спящих детей — хозяин полей мог не только извести, но и похитить ребенка.
Как и все духи, полевик любил подшутить над людьми, причем не всегда безобидно. Так что человек мог часами бродить по полю, не узнавая родных мест, и не понимая, как выбраться.
Чтобы снискать расположение хозяина полей, крестьяне дарили ему яйца, кутью или петуха, причем птица должна быть обязательно украденной у соседей и старой. Дары обычно приносили тайно, ночью, в канун Духова дня (51 день после Пасхи) и оставляли в овраге, в глубине поля, на меже. Делать все нужно было без свидетелей, иначе полевик разозлится и погубит весь урожай.
О полудницах я подробно рассказывала здесь.
Луговой или луговик
Сын полевика, луговой дух, который мог выглядеть и как старичок, и как ребенок зеленого цвета, одетый в траву. Он вместе с братом межевиком бегал по полям и лугам и ловил птиц для своего отца. Как и родитель, он появлялся на поверхности обычно в полдень и на закате дня. В отличие от отца, луговик дружелюбное существо, но ленивых и нерадивых косарей наказывал сурово. Он сушил или заплетал травы, так что срезать их было сложно, ломал косы — они натыкались на спрятанные в травах камни. Прилежным же он помогал с сенокосом. Как и другие полевые духи, он мог задушить заснувшего на меже человека.
Межевой или межевик
Брат луговика отличался от него только цветом — он был не зеленым, а черным. Дух охранял межу, разделявшую участки, наказывал тех, кто пытался ловчить и обмануть соседей при разделе поля и вообще был стражем границ, которого легче всего было увидеть в полдень и полночь. Это время также считалось пограничным. Как и полевого, межевика также тайно угощали яйцами и кашей.
Межа была священным местом, там нельзя было совершать никаких действий, любое дело было обречено на неудачу. Например, здание разрушится или сгорит, а влюбленные, поцеловавшиеся на меже, расстанутся навсегда. Но отчаянные люди, оказавшись на меже в полдень или в полночь, смогут увидеть свое будущее.
Ледащий (или лядащий)
Дух свежей соломы, довольно редкий тип. Одна особенность роднила его с греческим Эндимионом, возлюбленным лунной богини Селены — примерно полгода он спал. Его облик неясен, так как увидеть его могли лишь очень наблюдательные люди. Он неохотно просыпался весной после сладкого зимнего сна и бодрствовал все лето. Сонное существо с соломой в волосах не искало встреч с людьми, хотя иногда его описывали как старичка или наоборот, мальчика.
Зато ледащего можно было услышать — недовольные вздохи и зевки в летней тишине никого не удивляли. Обитал он обычно рядом со свежими снопами, ожидая осени, когда можно будет забраться в стог и спать до следующей весны. Кстати, согласно словарю Даля, слово «ледащий» означает тщедушного и ни на что негодного человека. А украинское слово «ледачiй» переводится как ленивый. Вполне подходящее имя для такого расслабленного создания.
Спорыш
Дух жатвы, который обитал в двойном колосе. Он приносил своему хозяину богатый урожай и достаток. Такой колос обычно хранили в избе как талисман. Если же колосьев было много, то из них плели венок и вешали в избе — на счастье. Правда, помогал спорыш только трудолюбивым людям.
Кудельница
Дух ржи, разновидность полевой русалки. В отличие от своих речных сестер не имела тесной связи с водой, а обитала в цветущем поле ржи, гуляла по лугам и даже могла заглянуть в дом, чтобы украсть пряжу у бестолковой хозяйки. Чаще всего ее описывали как типичную русалку — бледную, с распущенными русыми волосами — но иногда она могла выглядеть и как привидение, неясный белый силуэт, дрожащий в горячем воздухе. Кудельница могла напасть на детей, оставшихся в поле без присмотра.
Иногда ее описывали как таинственную пряху, которая в хорошем настроении могла предсказать будущее. Впрочем, ее пророчества чаще бывали печальными, чем счастливыми. Эта особенность сближает ее с главной женской богиней славян Макошью.