Найти тему

Чудища полевые: славянские духи, пережившие богов

Оглавление

Славянские боги слишком быстро скрылись во мраке веков — от многих остались лишь имена, причем некоторые из них нам уже ни о чем не говорят даже приблизительно. Что касается их занятий и места в иерархии, то нам остается изучать только различные поучения против язычников и летописи. Разумеется, монахи не собирались разбираться в языческих культах, но тем ценнее те сведения, которые до нас дошли, даже если они и не совсем объективны. Свои роли славянские боги достаточно быстро уступили христианским святым и навсегда смешались с ними в народном сознании.

Например, так возник Илья-Пророк, который громом и молнией изгоняет нечисть — в нем нетрудно узнать Перуна, переосмысленного уже с точки зрения христианских взглядов на природу.

Гораздо больше повезло многочисленных духам, которые, видимо, подобно кельтским эльфам или греческим нимфам, когда-то были в подчинении у богов, но с забвением язычества стали самостоятельными фигурами народных суеверий. Они населяли поля, леса, дома — словом, все пространство, окружавшее человека.

Герои сегодняшней статьи — духи полей, опасные и забавные. С ними наши предки сталкивались во время летних полевых работ, поэтому зимой все эти существа спали.

Иван Шишкин. Рожь
Иван Шишкин. Рожь

Полевой или полевик

Дух нивы, хранитель поля, прежде всего, пшеничного. Черный неказистый старичок с разноцветными глазами, волосами из травы и бородой из колосьев, а также с вечным насморком, бродил по полям и предлагал людям вытереть ему нос. Небрезгливые получали кошелек, набитый серебряными монетами, брезгливые — ничего. Впрочем, в дурном настроении полевик мог наслать на дерзкого человека лихорадку и неурожай.

При этом на одном поле могло обитать целое семейство полевиков. Чаще всего они выбирались на поверхность в полдень, на закате и в лунные летние ночи. Увидеть их можно было не только в поле, но и у оврага, на меже и на перекрестке дорог. Но искать с ними встречи на самом деле не стоило — капризные, как и все духи, они могли запросто наказать человека за любопытство тяжелой болезнью.

Впрочем, были у полевого и другие обличья — белый призрачный силуэт, козел и даже бык. В легендах Русского Севера полевика описывали как молодого длинноногого парня, покрытого рыжей шерстью, с рожками и хвостом, который стремительно перемещался по полям ржи в столбе пыли, так что издалека казался просто искрой. В редких случаях он принимал облик всадника на сером коне. Как и полудницы, полевик карал жнецов солнечным ударом за работу в неурочное время.

Но хуже всего, если полевой дух возникал среди колосьев в образе оборванного нищего старика и молча грозил пальцем. Это предвещало голод всей деревне. Если же он всадником проносился по улицам, то стоило ожидать большого пожара.

Иван Шишкин. Сжатое поле. Полесский пейзаж
Иван Шишкин. Сжатое поле. Полесский пейзаж

Довольный хозяин полей обеспечивал людям солидный урожай, в противном случае мог наслать на ниву мышей и вредных насекомых, мешал злаки, так что среди пшеницы вырастала рожь, мял и ломал спелые колосья, а также изводил животных, которые паслись на лугу. За неаккуратно убранное поле дух наказывал крестьянина неурожаем в следующем году.

Как и другие полевые духи, он активен весной и летом, а осенью залегал в спячку — в последний сжатый сноп, который всегда хранили до следующего года, или в специально оставленные колосья на краю поля.

А вот чего не стоило делать в поле, так это спать. Полевик считал это величайшим оскорблением, поэтому кошмары, лихорадка, головная боль, удушье и прочие неприятности такому человеку были обеспечены. Не стоило оставлять в поле и спящих детей — хозяин полей мог не только извести, но и похитить ребенка.

Как и все духи, полевик любил подшутить над людьми, причем не всегда безобидно. Так что человек мог часами бродить по полю, не узнавая родных мест, и не понимая, как выбраться.

Чтобы снискать расположение хозяина полей, крестьяне дарили ему яйца, кутью или петуха, причем птица должна быть обязательно украденной у соседей и старой. Дары обычно приносили тайно, ночью, в канун Духова дня (51 день после Пасхи) и оставляли в овраге, в глубине поля, на меже. Делать все нужно было без свидетелей, иначе полевик разозлится и погубит весь урожай.

О полудницах я подробно рассказывала здесь.

Федор Васильев. Мокрый луг
Федор Васильев. Мокрый луг

Луговой или луговик

Сын полевика, луговой дух, который мог выглядеть и как старичок, и как ребенок зеленого цвета, одетый в траву. Он вместе с братом межевиком бегал по полям и лугам и ловил птиц для своего отца. Как и родитель, он появлялся на поверхности обычно в полдень и на закате дня. В отличие от отца, луговик дружелюбное существо, но ленивых и нерадивых косарей наказывал сурово. Он сушил или заплетал травы, так что срезать их было сложно, ломал косы — они натыкались на спрятанные в травах камни. Прилежным же он помогал с сенокосом. Как и другие полевые духи, он мог задушить заснувшего на меже человека.

Межевой или межевик

Брат луговика отличался от него только цветом — он был не зеленым, а черным. Дух охранял межу, разделявшую участки, наказывал тех, кто пытался ловчить и обмануть соседей при разделе поля и вообще был стражем границ, которого легче всего было увидеть в полдень и полночь. Это время также считалось пограничным. Как и полевого, межевика также тайно угощали яйцами и кашей.

Межа была священным местом, там нельзя было совершать никаких действий, любое дело было обречено на неудачу. Например, здание разрушится или сгорит, а влюбленные, поцеловавшиеся на меже, расстанутся навсегда. Но отчаянные люди, оказавшись на меже в полдень или в полночь, смогут увидеть свое будущее.

Алексей Венецианов. Спящий пастушок
Алексей Венецианов. Спящий пастушок

Ледащий (или лядащий)

Дух свежей соломы, довольно редкий тип. Одна особенность роднила его с греческим Эндимионом, возлюбленным лунной богини Селены — примерно полгода он спал. Его облик неясен, так как увидеть его могли лишь очень наблюдательные люди. Он неохотно просыпался весной после сладкого зимнего сна и бодрствовал все лето. Сонное существо с соломой в волосах не искало встреч с людьми, хотя иногда его описывали как старичка или наоборот, мальчика.

Зато ледащего можно было услышать — недовольные вздохи и зевки в летней тишине никого не удивляли. Обитал он обычно рядом со свежими снопами, ожидая осени, когда можно будет забраться в стог и спать до следующей весны. Кстати, согласно словарю Даля, слово «ледащий» означает тщедушного и ни на что негодного человека. А украинское слово «ледачiй» переводится как ленивый. Вполне подходящее имя для такого расслабленного создания.

Спорыш

Дух жатвы, который обитал в двойном колосе. Он приносил своему хозяину богатый урожай и достаток. Такой колос обычно хранили в избе как талисман. Если же колосьев было много, то из них плели венок и вешали в избе — на счастье. Правда, помогал спорыш только трудолюбивым людям.

Петр Стахевич. Первый посев
Петр Стахевич. Первый посев

Кудельница

Дух ржи, разновидность полевой русалки. В отличие от своих речных сестер не имела тесной связи с водой, а обитала в цветущем поле ржи, гуляла по лугам и даже могла заглянуть в дом, чтобы украсть пряжу у бестолковой хозяйки. Чаще всего ее описывали как типичную русалку — бледную, с распущенными русыми волосами — но иногда она могла выглядеть и как привидение, неясный белый силуэт, дрожащий в горячем воздухе. Кудельница могла напасть на детей, оставшихся в поле без присмотра.

Иногда ее описывали как таинственную пряху, которая в хорошем настроении могла предсказать будущее. Впрочем, ее пророчества чаще бывали печальными, чем счастливыми. Эта особенность сближает ее с главной женской богиней славян Макошью.

НАВИГАТОР КАНАЛА