Предлагаю Вашему вниманию вторую порцию авторских кинокартин. На этот раз - советского и польского "розлива" :)
Одержимая (1981)
Фильм Анджея Жулавского маячил у меня на периферии взгляда лет десять, и всякий раз я откладывал его просмотр. А в этот раз просто тыркнул на play в Контакте и погрузился. Скажу так: если вы находитесь в состоянии душевного равновесия, обывательского благоденствия и общего жизненного тонуса, с большой долей вероятности в «Одержимой» вы мало что для себя найдете. Я, напротив, включил его во взъерошенных чувствах, поэтому проникся невероятно. Ну, знаете, когда прямо кожей. И – да, я вижу недостатки фильма: кривоватый монтаж, комичные спецэффекты и несколько звонких штампов. Однако они, как мне кажется, не умаляют очевидных достоинств «Одержимой». Это сильный психологический триллер с креном в мистику, который оставляет простор для интерпретаций, новаторский для 1981 года (одна задумка с пластикой героев чего стоит), с пароксичным как бы надсадным настроением. Игра актёров – выше всяких похвал (особенно порадовала Изабель Аджани). Есть сравнительно новый фильм «Медовый месяц», очень похожий как по задумке, так и по атмосфере, но он – малоизвестный, поэтому не уверен, что аналогия упростит Вам решение смотреть/не смотреть. В целом, я бы однозначно рекомендовал смотреть.
Город зеро (1988)
На мой взгляд, это тот случай, когда и актёрский состав не спасает фильм. Филатов, Джигарханян, Басилашвили отыгрывают, как и положено профессионалам, добросовестно, но сырой сценарий всё равно бросается в глаза. Вот бывает такое с фильмами… Когда швы видно, когда вся задумка будто сохраняет на себе слепок физиономии насупленного сценариста, который сначала записал в блокноте, скажем: «Нужно показать конфликт западников и славянофилов в антураже Перестройки», а потом принялся гнуть реплики персонажей, чтобы они обязательно доносили именно эту мысль. От «Города Зеро» разит «предчувствием изначального замысла». Шахназаров словно экранизировал Стругацких впопыхах. Ни тебе бюджета, ни нормальных локаций. Всё – абы как, угловато и неряшливо. Главное, донести мысль. И пусть она нынешнему мне близка и, чего греха таить, стала пророческой, в художественном смысле очков подобные вещи не добавляют. Это сырое, просто слабое кино, имхо.
Защитные цвета (1976)
Кшиштоф Занусси всегда ассоциируется у меня с аристократизмом. Анализируя его фильмы, я невольно представляю себе очень зрелого в том что касается пройденного пути дядьку, который умеет без особых модернистских ухищрений и размывания смысла, но с бережностью художника рассказать о хрупких проявлениях человеческой жизни. «Защитные цвета», как и другие работы польского мастера, отличаются очаровательной рефлексией диалогов, их подчеркнутой психологичностью, обилием слов и смыслов; слушать беседы двух учителей (прохладно-отстранённого взрослого и запальчивого молодого), осознавать порой их пустозвонство, чурающееся действия в пользу фрейдистских раскопок друг в друге – непередаваемое удовольствие. Игра Збигнева Запасевича замечательна, а финал фильма как бы опадает в общее блюдо завершающим аккордом вкуса, крохотной мерой важность которой для общего букета может осознать только большой режиссер. У Занусси чутье на такие нюансы развито прекрасно.
Приятного просмотра!