Двухпалатная структура парламента позволит сочетать определённые функции и направления деятельности, как законотворчества, так и представительства.
Политический аналитик электронного издания CentralAsia . news доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист, а также почётный старейшина Туркменистана Мурад Хаитов в эксклюзивном интервью для читательской аудитории сайта разъяснил важнейшее организующее значение фактора реформирования конституции Туркменистана, которое связано с формированием двухпалатного парламента, и адаптации Основного Закона к современности.
Мурад Овезбердыевич, в чём заключаются предпосылки парламентской реформы?
— Изменения, происходящие в политической системе в последние годы, неизбежно привели к тому, что назрел вопрос о внесении поправок в Конституцию Туркменистана, вывод публичных институтов власти на новый уровень. Это действительно важнейший исторический момент. По сути, с формированием двухпалатного парламента вводится дополнительная система сдержек и противовесов при осуществлении законодательной власти. Эффективность функционирования органов публичной власти в условиях политической модернизации современного Туркменистана сегодня во многом зависит от того, насколько в деятельность институтов представительной демократии будут инкорпорированы конституционные принципы их организации.
Повлияло ли на это этимология туркменского государства?
— Возрождение парламентаризма в Туркменистане связано со становлением и деятельностью двухпалатного национального парламента Туркменистана. Его формирование как общенационального законодательного органа главная цель и назначение современной парламентской реформы. Историческую уникальность опыту отечественного парламентаризма придает и тот факт, что совершенствование национальной государственности осуществляется с учётом традиций нашей национальной преемственности и менталитета. Кроме того, на формировании современного парламентаризма отразились также и другие, например, многолетний опыт организации народного представительства, национально-территориальная модель государства, необходимость повышения правовой и парламентской культуры.
В проекте Конституционного закона подготовленного рабочей группой Меджлиса, закрепляется, что «парламент является представительным органом, осуществляющим законодательную власть в Туркменистане». Что это означает?
— Конституционная характеристика означает, что с одной стороны, Национальный Совет — парламент (единый орган) будет осуществлять и представительские, и законодательные функции. Под представительской функцией парламента следует понимать Национальный (народный) Совет как общенациональный форум, на котором предполагается открытое и публичное обсуждение важнейших вопросов государственной и общественной жизни страны.
С другой стороны, парламент — представляет собой законодательный орган, деятельность которого исключительно направлена на принятие законов. Таким образом, в конституционной характеристике присутствует органическое сочетание в одном (едином) органе двух взаимосвязанных функций одновременно — представительной и законодательной.
Национальный Совет Туркменистана (парламент), формируется как общенациональный орган. Для реализации указанных функций формируются две самостоятельные по своим полномочиям палаты — Халк Маслахаты и Меджлис. Конституция закрепляет их исключительные полномочия. Иные полномочия, выходящие за рамки конституции, будут предусмотрены в текущем законе и регламентах палат. Таким образом, конституционная «рационализация», позволит оптимально определить сферу ведения каждой палаты, с учётом роли, места и её значимости в структуре парламента.
В чём суть Халк Маслахаты?
— Во-первых, Халк Маслахаты не является «высшим» или «верховным» органом государственной власти. Как парламентское учреждение, Халк Маслахаты представляет собой одну из палат национального парламента. Палата, в свою очередь, в составе единого парламентского органа «встроена» в механизм «разделения властей», существующий ныне в Туркменистане.
Во-вторых, Халк Маслахаты не является ни «верхней», ни «нижней» палатой парламента.
В-третьих, Халк Маслахаты не является вышестоящим органом по отношению к местным представительным органам государственной власти, то есть к халк маслахаты Ашхабада, велаятов (областей), этрапов (районов) и городов. Дело в том, что Конституция Туркменистана отказалась от принципа единства системы представительных органов государственной власти. Соответственно, местные представительные органы государственной власти не имеют иерархическое соподчинение между собой, а также между парламентом, как по вертикали, так и по горизонтали.
В-четвёртых, существенно отличается и порядок формирования Халк Маслахаты. Например, в проекте Конституционного закона предусматривается смешанный порядок формирования Халк Маслахаты по определённым квотам (нормам представительства от территорий и лиц, назначаемых президентом Туркменистана). Следовательно, Халк Маслахаты, является выразителем интересов территорий и населения, выступает в качестве органа, аккумулирующего в себе специалистов, имеющих специальные знания, политический и профессиональный опыт.
В-пятых, организационное разделение палат национального парламента проявляется и в том, что они функционируют в режиме раздельных заседаний. Однако, в исключительных случаях парламентские палаты могут собираться и на совместные заседания, например, для заслушивания посланий президента Туркменистана, выступлений руководителей иностранных государств и международных организаций. В отдельных случаях, по инициативе президента Туркменистана в целях обсуждения важнейших вопросов государственной и общественной жизни страны с участием представителей общественности могут быть проведены совместные заседания палат.
И последнее, Халк Маслахаты, наряду с Меджлисом, осуществляет законодательные полномочия. Его роль в законодательном процессе заключается в том, что он одобряет законы, принятые Меджлисом, либо отклоняет их. Для одобрения законопроекта необходимо 50% голосов от численности членов Халк Маслахаты. Следовательно, наделение Халк Маслахаты правом отклонения закона означает осуществление не только законодательных, но и контрольных функций по отношению к законам, принимаемым Меджлисом.
Были ли в истории современного Туркменистана подобные аналоги реформирования законотворческого органа?
— Туркменистан, спустя почти три десятилетия после провозглашения своей государственной независимости, и принятия Конституции суверенного государства, впервые реформирует структуру национального парламента. И здесь важно отметить, что парламентская реформа, инициирована президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым.
Совмещённая структура национального парламента позволит органично сочетать определённые функции и направления деятельности, как законотворчества, так и представительства. Она призвана выражать интересы населения и осуществлять законодательную деятельность.
Деятельность двухпалатного парламента, будет выражена не только в выполнении его главной и непосредственной функции — осуществлении законодательной деятельности, но и реализации парламентского контроля за принятыми законами. Вместе с тем, члены органа будут участвовать в государственных мероприятиях, ориентированных на консолидацию нации, формирование единой национальной идеи.
Читать статью на сайте Centralasia.news
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Новости Туркменистана и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.