Пролетевший самолёт оставляет за собой возмущенную область атмосферы, называемую спутным следом. Самолет может попасть в спутный след от впереди летящего самолета, дозаправке топливом в воздухе, заходе на посадку и взлете с малым интервалом по времени. Воздействие спутного следа может быть настолько сильным, что эффективность органов управления оказывается недостаточной для парирования возникшего движения самолета.
При попадании в струю на достаточно близком расстоянии возникает настолько большой кренящий момент, что полного отклонения элеронов может не хватить для парирования этого момента, вызванного вихрем, и самолет может перевернуться, а двигатель самовыключиться.
Струя реактивного двигателя обладает значительной энергией. Она представляет собой узкий поток газов, выходящих из реактивного сопла с большой скоростью и высокой температурой. Однако температура и скорость потока по мере удаления от двигателей быстро уменьшаются.
На расстоянии 50—80 м от самолета относительная скорость струи от двигателя равна примерно 3—5 м/с. После выхода из двигателя струя расширяется под углом 3—4°. По мере увеличения высоты полета этот угол несколько возрастает. Однако размыв струи замедляется, так как плотность воздуха уменьшается.
Модель спутного следа
Вихри появляются из-за разницы в давлении на нижней и верхней поверхностях крыла. Вихри вызывают интенсивное вращение сзади летящего воздушного судна.
Интенсивность спутного следа значительно больше у тяжелых самолетов, а также у легких самолетов при маневрировании с большими перегрузками.
За тяжелым самолетом окружные скорости в следе в диаметре 8— 15 м могут достигать 150 км/ч.
Вихрь может существовать более 2 мин. Метеорологические условия существенно влияют на «долговечность» вихревого следа. При атмосферной турбулентности время рассеивания вихрей резко сокращается. Так же и туман или дымка сокращают время существования вихрей.
Приятных Вам полётов, и помните, самолёт - куда интереснее, чем железная птица в небе)