И хотя он не склонен считать себя крымчанином, своему появлению он обязан судьбоносной встрече перспективного дзюдоиста и юной преподавательницы музыки в Евпатории. Родителям будущей звезды экрана хватило трех недель курортного романа, чтобы понять: отныне они должны быть вместе. Евпатория стала местом не только рождения не только их совместного большого чувства, но и сына, которому было суждено стать одним из самых красивых актеров российского кинематографа и единственным продолжателем звучной немецкой фамилии в России. Станислав Эрдлей рассказал, кого считает героем нашего времени, почему не остался служить в Малом театре и в чем «главный прикол Крыма».
«Не убегать от себя»
- Однажды вы признались, что решение стать актером пришло к вам в 11-м классе общеобразовательной школы, а учеба в театральном вузе стала альтернативой срочной службы в армии. Учитывая то, что в Щепкинское театральное училище, престижный вуз, вы поступили с первого раза, трудно поверить, что выбор профессии носил спонтанный характер, а попадание в легендарную «Щепку» оказалось безвозмездным подарком судьбы.
СЭ Конечно, клоуном номер один в школе № 1 города Дедовска был я. На мне фактически вся творческая жизнь школы висела - начиная от сценариев мероприятий и до их прямого воплощения. Завуч по воспитательной работе, ярый приверженец коммунистической власти, повесила все мероприятия на меня и моих приятелей, поскольку мы были в этом плане активистами. Мне это интересно было, да и от уроков всегда можно было отмазаться.
- Кстати, я в школе постоянно играл Деда Мороза, один раз в перерыве между представлениями даже пришлось бежать в гриме по городу на репетицию оркестра в музыкальную школу, где, кстати, в свое время преподавала ваша мама. А вам кого приходилось чаще играть тогда? Кем вы вообще были в школе?
СЭ В основном приходилось играть принцев, а был я в андеграунде, таким местным школьным революционером, который не вписывался ни в какие рамки, всегда гнул свою линию, до сих по мне самому не понятную. В общем, это был рок-н-ролл.
- Как эта неформальность с годами эволюционировала?
СЭ Я слушал другую музыку, смотрел другое кино, читал другие книги, нежели большая часть одноклассников. Моя неформальность привела меня в театральные круги, где каждый по-своему ненормален, неадекватен. Поступая в театральный вуз, таким я пытался получить отсрочку от службы в армии. И получил-таки, поступив с первого раза в Щепкинское училище, где меня весь первый курс подшучивали: мол, в театральном институте лучше, чем в армии. Когда готовился к поступлению, то все поставил на кон, вариантов с другими вузами даже не рассматривал. Я понимал, что могу не поступить, но что-то внутри подсказывало, что все будет хорошо. Я всегда жил по наитию, шестым или седьмым чувством, стараясь научиться слышать себя, понимать, что мне нужно. А не делать то, что диктует мне фон, шум, мусор информационный, который сквозит из всех щелей. В любой момент я нахожусь на распутье. Главное - никогда не убегать от себя.
- Каким вам запомнился Крым времен перестройки, куда ваши родители вместе с вами приезжали летом отдыхать?
СЭ В Крыму есть простор для творчества. Такой сам по себе этот край. Однако, приехав сюда спустя лет 15 после развала Советского Союза, уже на съемки, я особых изменений во внешней жизни Крыма не заметил, как ни удивительно.
- По-вашему, где находится сердце Крыма?
СЭ Для меня это все-таки Севастополь. Главный прикол Крыма в том, что он разный.
- Во время так называемой Крымской весны вы ощущали, что над родиной, образно выражаясь, нависли тяжелые тучи?
СЭ Когда Крым входил в состав Украины, я никакой разницы здесь с материковой Россией не ощущал. Вообще, я не ощущал себя здесь за границей, как ощущаю себя на любом другом курорте. Честно говоря, и на Украине, где у меня о сих пор живут бабушка, я никогда не ощущал себя как за границей. Единственный геморрой - пересечение государственной границы, когда последние несколько лет приезжал сюда на автомобиле (я предпочитаю автомобильные путешествия, в них есть свой кураж).
«Наступила эпоха мелодрам»
- В театре в спектакле «Немецкая сага» по известной пьесе Юкио Мисимы «Мой друг Гитлер» вы исполнили роль фюрера. Каким был ваш Гитлер?
СЭ Я люблю эксперименты и всегда ввязываюсь в то, что, казалось бы, мне не по зубам. Были сжатые сроки, очень много текста. Работать над ролью было интересно. Потом за спектакль я терял два килограмма - он еще пластически был весьма изысканно решен. Для моего Гитлера главное было решиться предать, убить ради того, чтобы сохранить за собой должность рейхсканцлера. При этом человека по-своему гениального (его живописные пейзажи тому подтверждение), великолепно разбиравшегося в музыке и так далее.
- Роль Кая в «Снежной королеве» Елены Райской стала вашей первой работой в полнометражном кино?
СЭ В полном метре - да. Но до этого я уже снимался в сериалах. И, на мой взгляд, будущее - за сериалами. Полный метр уже начинает сдавать позиции. Для актера лучше раскрыть свою роль через долгую историю, а не за полтора часа: есть возможность проработать роль настолько скрупулезно. Сегодня полнометражное кино снимают в темпе сериалов - иной раз даже не успеваешь понять, что съемки начались, как они уже закончились.
- В экстремальных условиях, когда человек оказывается перед угрозой смерти, проявляется подлинная сущность человека, его характер. Оттого до сих пор, наверное, в кинематографе широко представлена тема войны. Если бы вы как режиссер снимали кино, то какие бы темы выбрали, чтобы раскрыть человеческий характер как таковой в полной мере?
СЭ Спорт, биографии выдающихся, культовых спортсменов, чьи судьбы и есть поступки, перелом собственных «не могу», «не хочу». В таких случаях можно показать либо то, как судьба может сломать самый сильный, казалось бы, характер, либо показать все-таки, что ничто не может человека сломить.
- Такие фильмы уже вышли на экраны - это и «Легенда № 17» (о поистине легендарном хоккеисте Валерии Харламове), и «Поддубный» об Иване Поддубном.
СЭ Слава богу, что стали снимать фильмы о наших героях.
- Не кажется ли вам, что в современном русском кинематографе нет героя? Ведь после развала Советского Союза, где были и Жеглов из «Места встречи изменить нельзя», и Павка Корчагин из «Как закалялась сталь», и Борис из «Летят журавли» в блистательном исполнении Алексея Баталова, подобных персонажей с ярким характером в отечественном кино, увы, не наблюдается.
СЭ Герои другие появились в России на рубеже веков - менты, бандиты. Впрочем, удивляться не приходится: в течение 70 лет советской власти одна половина граждан Союза сидела, другая - ее охраняла. Наряду с этим наступила эпоха мелодрам, в которых раскрывается русская душа женщины - настоящей, принципиальной.
- Каков герой Стаса Эрдлея?
СЭ Балабановский Брат - при всей его неоднозначности. С одной стороны, он бандит, а с другой, он - настоящий, за ним - правда. Это и пытался донести до нас Алексей Балабанов. Это как Игорь Стрелков, который для одних на Украине - террорист и бандит, а для других - спаситель нации. И может быть, такие Стрелковы породят новых героев не только в истории, но и в кино.
«Актерская суть - наблюдение»
- Часто ли вам говорили, что ваш типаж не характерный для российского кино?
СЭ Постоянно, до сих пор говорят. Может, это и тормозит мою карьеру, но в личностном плане я продолжаю оставаться неформальным даже в этой стране и в этом кино. Я неформал, и в этом для меня плюс. Я много раз слышал такой предлог для отказа: вы слишком красивы для нашего кино. Да, внешне я герой Уайльда, Кафки, Дюма, то есть авторов не наших. А у нас герои кто? Неудачники с пропитым лицом и понурым взглядом. У того же Балабанова Брат не красавец, обычный русский парень со своей сложной судьбой. А Запад любит эстетизированную красоту. Тот же слащавый, казалось бы, Ален Делон со своей внешностью играл и бандитов, и моральных уродов, и красавчиков. Там немножко другие потребности. У нас эстетика, увы, исключительно колхозная, где кухарка может управлять государством.
- Очень многие, кто решается по молодости лет поступать в театральные вузы, в первую очередь рассчитывают на дальнейшую популярность - проще говоря, когда актеру не дают спокойно пройти по улицу, просят то автограф, а то сфотографироваться. Согласно соцопросам, немалая часть, как ни странно, жаждет возможности на халяву целоваться на съемках в кино!.. Насколько эта возможность действительна важна?
СЭ Ну, разумеется нет. Что касается популярности, то я никогда за ней не гнался. Для меня слава, как и удача, - тетка непостоянная, переменчивая. Приятно, когда тебя в очереди где-то пропускают, хотят тебе угодить. Но сказать, чтобы популярность как-то помогла мне решить жизненные проблемы, я не могу. Зато благодаря ей до меня иной раз докапывались люди, внимания со стороны которых я бы не желал никогда. Все же думают, что, если ты снялся в малобюджетном сериале, то ты уже живешь в Ницце, в своем доме, у тебя мешок денег и так далее. Таков потребительский стереотип.
- Что для вас главное как для актера?
СЭ Поиск себя. Я не живу, а слежу за собственным развитием. Наблюдение со стороны. Вообще актерская суть - это наблюдение, наблюдение за всем, что вокруг. И в первую очередь - за самим собой.
- Считается, что страх ограничивает человека. В то же время, трудно, не испытывая и толики страха, выходить на сцену и там жить. А вам?
СЭ Для меня страх - это недостаток, с которым нужно бороться. Первые выходы на сцену в далеком детстве меня настолько страшили, что я не мог обычный стишок про Деда Мороза прочитать. Позже мой преподаватель Мария Велихова, человек, который в принципе всему меня научил в моей профессии, сказала: чтобы правильно махать мордашкой, внутри должен быть такой багаж. А когда у тебя есть этот багаж, ты с этими страхами борешься. Это и есть лечение этого страха. В бытность студентом я участвовал в спектакле «Таинственный ящик» в Малом театре, в кордебалете, притом что до этого с танцами я ничего общего не имел. Нас за полгода настолько выдрессировали, что, когда я вышел на сцену, у меня отключилось сознание и тело работало само. У меня включился разум, когда я услышал аплодисменты.
- Тем не менее не остались работать в Малом театре, хотя вам и предлагали.
СЭ Нет. Хотя предлагали. Малый театр - это музей для меня, он вывел меня на большую сцену, я его люблю и ценю со стороны. Там очень много классных актеров, в том числе и Юрий Мефодьевич Соломин, которого я глубоко уважаю. Но это не мое.
Досье
Станислав Эрдлей - актер театра и кино, режиссёр. Родился в Евпатории, живет в Москве. С 1991 года жил в городе Краснокаменск (Забайкальский край), где отец работал на урановой шахте. С 1997 года - сначала в Дедовске Московской области, затем - в Москве. Окончил Высшее театральное училище имени Щепкина (курс Николая Афонина). Снимался в фильмах «Снежная королева», «Слуга государев», «Богатая и любимая», «Чёрная Богиня», «Запретная любовь», «На мосту», «С.С.Д.», «Возрожденный шедевр. Загадки Йорданса», «Москва.Ру», «Там, где ты», «Обочина». Хобби - сноуборд, футбол, путешествия. Любима музыка - от Петра до Майкла Джексона. Любимые актеры - Олег Меньшиков, Владимир Машков, Евгений Миронов, Олег Табаков, Роберт де Ниро, Киану Ривз, Шэрон Стоун. В кино предпочитает советскую киноклассику и киносказки.