Обычно мы не обращаем внимание на свое тело и в процессе общения понимаем, что человек нас не слушает или понимает нас по другому, все это имеет научное доказательство.
Австралийский специалист Алан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
В этом ключе становится важно умение владеть невербальным общением. Почему педагогу важно заниматься своим кинетическим имиджем? В детстве мы учимся сначала невербальному общению и только потом осваиваем вербальное (словесное общение). Малыш без слов может точно попросить у взрослого, что он хочет, попросить включить мультики и знает, что мама согласиться, ведь у нее хорошее настроение. Дети легко перенимают настроение взрослого.
В детском саду или в школе для ребенка все еще важным становится невербальное общение. К сожалению, многие педагоги используют его некорректно в своей профессиональной деятельности. Например, много жестикулируют, трогают ребенка по плечу, сжимают руки в кулаки, скрещивают руки, выстраивают барьеры в общении, все это снижает восприятие информации у слушателей.
Открытые ладони, улыбка, плавные движения рук на уровни живота способствуют восприятию информации.
В этой статье Вы сможете узнать об особенностях "Кинетического имиджа педагога", также она будет полезна для родителей! Желаю Вам удачи в осознании своих жестов и принятии своего тела!
Поведенческая составляющая имиджа
На создание образа человека в глазах окружающих влияет его Поведенческая составляющая имиджа. Именно через действия и поступки человека проявляется его внутренняя сущность и формируется его имидж. Поведение человека, как фактор его имиджа, складывается из трех элементов:
- Манеры;
- Мимика и жестикуляция;
- Стиль общения.
Манеры – это внешний рисунок поведения человека. Они проявляются во внешней культуре поведения и характере общения человека с другими людьми. Манеры проявляются во внешних способах приветствия, слушания, изложения своих мыслей. Важную роль при этом играют выразительные движения тела. Манеры должны быть одновременно естественными и культурными. Вычурные манеры воспринимаются с удивлением. Грубые манеры сразу же создают негативный имидж их обладателю. Дурные манеры вызывают полное отторжение такого человека. В истории цивилизации разделение людей на дворян и простолюдинов воспринималось, в первую очередь, по их манерам. В дворянских семьях обучению детей светским манерам уделялось исключительное внимание.
Вежливость и спокойствие украшают королеву.
Мимика и жестикуляция также относятся к внешнему рисунку поведения человека. Они своими способами отражают внутренний мир индивида и влияют на создание его образа. Кроме собственно мимики и жестов, к этому элементу структуры имиджа относятся походка и позы. О чертах и мимике лица, ее психологии существует целая наука – физиогномика. Жесты, походка и позы должны быть естественными и свободными, но не вульгарными, сдержанными и контролируемыми, но не «зажатыми».
Стиль общения – это способы речевого взаимодействия человека с другими людьми. Стиль общения демонстрирует, прежде всего, отношение к людям. Человек может быть внимательным и доброжелательным, но может вести себя заносчиво и грубо. Любое поведение человека соответствующим образом отражается на его имидже. Отношение к индивиду складывается как зеркальное отражение его собственного поведения. Русская народная поговорка гласит: «Как аукнется, так и откликнется».
Особено важным становится "Кинетический имидж педагога"
Каждый человек бессознательно улавливает невербальные сигналы, которые идут от другого человека, и точно так же бессознательно передаём окружающим через свое тело сигналы о своем состоянии, настроении, самочувствии.
Психологи недаром называют наше тело «местом утечки информации». Контролировать этот процесс полностью практически невозможно, но можно задуматься, как точно мы умеем передавать свое настроение языком тела, что улавливают окружающие с помощью языка наших жестов и мимики.
Предлагаем Вам рассмотреть основные моменты на которые необходимо обратить внимание педагогу, так как это может препятствовать восприятию материала.
Осанка человека: сутулая спина, сгорбленный позвоночник, голова, втянутая в плечи, перечеркивают всё впечатление от тщательно продуманной одежды, макияжа и аксессуаров. Вместо образа успешного и уверенного человека, который старался создать определенный имидж, перед окружающими предстает несчастный, замученный жизнью неудачник. Глядя меняется настроение, в голову лезут грустные мысли. Ваша осанка должна быть правильной, плечи расправленные.
Взгляд. Зрительный контакт в процессах коммуникации является важнейшим фактором персонального кинетического имиджа. Взгляд может быть долгим или мимолетным, пристальным или поверхностным, периодическим или неотрывным.
Мимика. В кинетическом имидже мимика лица по коммуникативной выразительности уступает только глазам. Движение лицевых мышц – мимика – выражает эмоции человека. Без мимики общение лишается эмоционального колорита. Среди множества эмоций выделяются шесть основных: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Важный фактор позитивного имиджа – улыбка. Это наиболее универсальное и позитивное выражение лица человека. Именно улыбка достойна наибольшего внимания как предмет мимического имиджирования. Улыбка портит позитивный имидж только в случаях передозировки. Вместе с тем улыбка может выражать не только дружелюбие, удовольствие, радость, но и сарказм, агрессию и т.п.
Кинетика головы в первую очередь проявляется в наклонах и поворотах головы. Имиджмейкеры выделяют несколько типов кинетики головы: «голова агрессора», «голова властелина», «голова внимающего», «голова президента». Необходимо контролировать кинетику головы. Так как неправильное расположение головы при информировании может выглядеть странно.
Кинетика рук . Кинетический имидж формируется также под влиянием движений рук. Наиболее универсальным и многоговорящим из них является рукопожатие. Если вам необходимо использовать рукопожатие в своей работе изучите материал поле подробно.
Жесты рук. Различают жесты-символы (заменители слов), иллюстративные жесты, жесты-регуляторы (подтверждающие роль человека), жесты-адаптеры (игра предметами, почесывание головы и т.п.), жесты-индикаторы эмоций. Приведём несколько примеров наиболее широко распространенных жестов-символов.
- Жесты с ладонью книзу – знак подавления, придавливания, запрета. Жесты с ладонью кверху – знак разрешения.
- Руки «большой передний замок» (или «поза Наполеона») проявляют подсознательное отчуждение, отстраненность от ситуации.
- Жест «расстегивание пиджака» является знаком открытости, дружеского расположения.
- Жесты недоверия, подозрительности и скрытности по отношению к собеседнику – потирание лба, висков, подбородка, прикрывание лица руками.
- Собирание несуществующих ворсинок – популярный жест неодобрения.
Педагогу в своей работе необходимо знать основы невербального общения. Так как жесты рук и положение тела напрямую зависит от вашего взаимодействия с детьми в образовательном и внеурочном процессе. Педагогу в своей работе необходимо использовать открытые жесты, которые будут способствовать установлению контакта с детьми. Следует исключить жесты, которые будут подавлять детей.
Кинетика тела. Кинетика тела включает разнообразные движения плечами, корпусом, животом, бедрами, ногами: пожатие плечами, выпячивание груди, постукивание ступнями ног по полу и т.д. Существуют многочисленные исследования значений этих движений. Выявлены различия значений в зависимости от обстоятельств и ситуации.
При множестве противоречий в знаниях о языке тела существует ряд универсальных рекомендаций, позволяющих улучшить кинетический имидж:
- открытость и уверенность движений считывается как свидетельство активности, позитивного настроя и внутренней силы человека;
- используя жесты, анализируйте ситуацию и будьте уверены, что они соответствуют друг другу;
- избегайте жестов, которые могут быть неверно истолкованы.
Педагогу важно обладать навыками невербального общения, а также уметь управлять своим телом. Осанка, мимика, жесты, поза – играет огромную роль при формировании имиджа педагога.
Состояние тела и души взаимосвязаны, что доказано физиологами и психологами. Согласно закону эмоций Джеймса-Ланге, субъективное переживание эмоции - это осознание телесных изменений, возникающих под воздействием определенного стимула. У. Джеймс выдвинул парадоксальную на первый взгляд идею: мы боимся потому, что дрожим, печальны потому, что плачем, а радуемся потому, что смеемся.
Таким образом, наше настроение влияет на тонус наших мышц, осанку, походку, но существует и обратная взаимосвязь: состояние мышц, осанка, мимика влияют на наше эмоциональное состояние. Нужно помнить о правильной, красивой осанке, следить за своей мимикой. Для бодрости и хорошего настроения нужно заниматься спортом, плаванием, танцами. Даже простая утренняя гимнастика, если делать ее регулярно, принесет свои плоды и поможет сформировать «корсет уверенности» — привычку прямо держать спину, распрямлять плечи и шею, уверенно и легко двигаться .
#топблог #педагогика #образование #педагогикасчастья