58K подписчиков

Что такое "британское вторжение"? 10 песен, сыгравших в нем ключевую роль

16K прочитали

«Британское вторжение» – значимое событие в истории: прорыв английской музыки в Америку в 60-х годах. Его представители сыграли огромную роль в формировании рока и смежных жанров. В связи с этим предлагаем вспомнить, с чего все начиналось.

Очень долгое время Великобритания считалась неплодовитой страной, если речь заходила о музыке. До XX века Гендель тянул все на себе (шутки ради надо сказать, что он был немцем), а в XX веке Америка своей модой на джаз и рок-н-ролл оттенила всех успешных представителей академической музыки. Да и вся современная музыкальная индустрия сосредоточилась в Новом Свете – пробиться туда "чужеродным элементам" было невозможно.

Но скупая Великобритания вдруг расцвела. По всей стране формировались группы. В одном только Ливерпуле образовалось около 500 коллективов, в числе которых были The Beatles. Они-то первыми и прорвали плотину, взлетев на первое место американского хит-парада и ознаменовав начало новой музыкальной эры «британского вторжения», вторжения английских музвойск в роскошные американские владения. Англичане синтезировали жанры джаза, рок-н-ролла, блюза и ритм-энд-блюза. Именно им удалось придать музыке более вульгарное и усложненное звучание и задать множество направлений обширному музыкальному течению – року.

«Британское вторжение» – значимое событие в истории: прорыв английской музыки в Америку в 60-х годах. Поговорим о нем и послушаем крутые песни тех времен

I Want to Hold Your Hand (1963)

The Beatles

Сейчас, конечно, любят поспорить о псевдогениальности The Beatles, как и любили в 60-е. Журналисты вообще-то не пророчили им вечность, а только заявляли, что это временное помешательство.

Битломания пустилась по Англии и Европе; потом внезапно проникла в Америку, когда ливерпульская четверка попала на первую строчку национального хит-парада с песней I Want to Hold Your Hand. Обычная девочка позвонила американскому диск-жокею и спросила, почему в эфир не ставят музыку с английских берегов. Тогда диск-жокей поставил пластинку с I Want to Hold Your Hand, и The Beatles стали популярнее Фрэнка Синатры или даже Элвиса Пресли.

Битлы начинали с простого – трансформации рок-н-ролла, а также представляли так называемый мерси-саунд (по названию реки Мерси в Ливерпуле): две гитары, бас, барабаны и гармонический вокал. I Want to Hold Your Hand следовала этим традициям и казалась не очень-то примечательной песней. Но ведь «казалась» не значило «была». Даже Боб Дилан отмечал, что битлам удавалось делать то, что другим не было подвластно, их аккордовые прогрессии – возмутительны, нестандартны и этим-то привлекательны.

Это только ранний репертуар Beatles, но особенно гордый и самый важный, разумеется, – поздний. Наследие велико: от рок-н-ролла и поп-рока до психоделической музыки, арт-рока и даже хард-рока. Так что, спорящим о гениальности The Beatles этот факт – на заметку.

Glad All Over (1964)

The Dave Clark Five

The Dave Clark Five часто сравнивали с Beatles, и на раннем этапе их музыка оказалась в чем-то действительно похожа, но все-таки у DC5 было какое-никакое преимущество – родом они были не из Ливерпуля, а из Тоттенхэма. На самом деле, DC5 добавили еще один ингредиент в салат мерси-саунда – саксофон, явив миру, таким образом, тоттэнхэм-саунд.

Glad All Over – отличный пример этого звучания, в котором значительная роль отводится саксофону, хотя он тут и не король. Саксофон не отвлекает, наоборот, украшает, оформляет песню. Что еще необычного – вокал в унисон и экспрессивная ритм-секция, которая, пожалуй, даже ярче гитарного наполнения.

She's Not There (1964)

The Zombies

The Zombies – феномен 60-х, растворившийся в противоположных понятиях – бедности и славе. Музыкантам катастрофически не хватало денег на запись альбомов. За несколько дней до релиза второго студийного альбома Odessey and Oracle, которому суждено было стать величайшим, группа распалась, хотя в 90-х неоднократно воссоединялась и окончательно сделала это в 2004 году.

The Zombies, в отличие от многих коллег по «британскому вторжению», не пытались создавать агрессивную музыку, они предпочитали мягкость в сочетании с блюзовыми и джазовыми настроениями и усредненным темпом. Род Арджент, клавишник группы, написал свой главный хит, покоритель Америки, She’s Not There в 1964 году. Он якобы о девушке Патрисии, которая бросила Арджента накануне их свадьбы.

She’s Not There написана в миноре, хотя ее звучание кажется легким и светлым. Особенное настроение создает мягкий клавишный аккомпанемент Рода Арджента. Критиками жанр песни был определен как джаз-рок и поп-рок.

The House of the Rising Sun (1964)

The Animals

The House of the Rising Sun или Дом восходящего солнца – американская народная песня. Сам дом, который по легенде находился в Новом Орлеане, – то ли тюрьма, то ли бордель. Как и у любого народного творчества, у песни есть несколько трактовок. В любом случае, в большинстве версий рассказывается о несчастной судьбе мужчин или женщин, ступивших на неправедный путь, о грабителях, проститутках. Известность песня приобрела благодаря версии Боба Дилана, который, в свою очередь, видоизменил самую печальную и плачевную трактовку другого фолк-певца Дэйва Ван Ронка. И только англичанам The Animals удалось сделать из нее хит.

The Animals подарили песне более экстравагантное и живое звучание благодаря использованию ускоренного темпа в три восьмых, а также оригинальному исполнению арпеджио на электрогитаре, которое разукрасило тем самым типичный ля минор. Помогли песне взобраться на верхнюю строчку хит-парадов также пульсация органного соло и экспрессивный, рычащий и душераздирающий вокал Эрика Бердона, который с педантичной точностью скопировал блюзовый вокал черных и стал одним из лучших белых исполнителей блюза. Критики назвали версию The Animals первой песней в жанре фолк-рока.

«Британское вторжение» – значимое событие в истории: прорыв английской музыки в Америку в 60-х годах. Поговорим о нем и послушаем крутые песни тех времен-2

(I Can’t Get No) Satisfaction (1965)

The Rolling Stones

Кто только не потешался над The Rolling Stones в свое время: мол, непрофессионалы режут и рубят непрофессиональный ритм-энд-блюз. Может, конечно, это и так, да и Мик Джаггер – не второй Эрик Бердон, только любить их из-за этого меньше не стали. Почему? Собственно, потому что в их непритязательности и непрофессионализме был свой почерк, свой шифр. И когда по миру начали разноситься призывы «трубного», почти истерзанного и грубого гитарного риффа Satisfaction и этот неаккуратный, но призванный привлекать внимание вокал, и дерзость, выраженная в простых словах: «Я не могу получать никакого удовольствия», все были вынуждены признать: The Rolling Stones – монстры, гиганты, с которыми нелегко тягаться, если вообще возможно.

К тому же, The Rolling Stones даровали сцене некую свободу и раскованность, энергетику и драйв. Между прочим, даже на старости лет музыканты не потеряли лицо и продолжают успешно гастролировать.

You Really Got Me (1965)

The Kinks

The Kinks во главе с братьями Дэвисами тихо и незатейливо пытались встроиться в ряды своих соотечественников; ходили по краю, где шаг влево, шаг вправо – не расстрел, конечно, но отказ лейблов в сотрудничестве. Из далекой Америки на их счастье приехал начинающий продюсер Шел Телми – он-то и выбил последний шанс у студии Pye Records.

Так бы и не узнал никто про братьев Дэвисов, пока под страхом вечного отказа старший из них – Рэй – не уселся за рояль, а младший – Дэйв – не оказался в комнате напротив. Рэй музицировал, музицировал и сочинил джазовую композицию, для которой заготовил саксофонное соло. Но Дэйв, послушав, решил, что не бывать тут занудному саксофону, а бывать – бодрому гитарному риффу. Он сыграл написанный Рэем фрагмент, пропустив звук через мощный усилитель, однако был разочарован и в порыве гнева изрезал его бритвой. Снова сыграл и услышал странный скрежет, раздавшийся из сломанного усилителя. Так на свет божий родился известный искаженный гитарный рифф You Really Got Me. Это была первая в истории музыки попытка искажать звуки, теперь уж таким никого не удивишь.

Критики окрестили песню брутальной предшественницей хеви-метала, а также гаражного рока из-за тяжелого саунда, непривычного в то время «изнеженным» ушам.

My Generation (1965)

The Who

The Who – сыны, преемники искаженного наследия Kinks – свою хитовую композицию I Can’t Explain записали, находясь под впечатлением от прослушивания You Really Got Me. Собственно, эти две группы по духу объединяла не только их принадлежность к одной и той же субкультуре — модам: в их творчестве также прослеживались следы протопанка и хард-рока, да и продюсер Шел Телми у них был один на двоих. Впрочем, у The Who, казалось, панковой хватки было чуть больше. Да и субкультуру модов они отражали как-то по-особенному, а посему считались недосягаемыми. Кстати говоря, The Who – это не только по части музыки, The Who – это еще и перформанс. Мало того, что музыканты играли слаженно, так они, помимо прочего, гитары придумали разбивать, и громить, и рушить все, что находилось на сцене – полнейший ужас для технического персонала.

И вот к своей визуальной форме The Who, наконец, подобрали идеальное музыкальное воплощение – новаторскую My Generation. Первое, что бросается «в уши», – это, конечно, гневное заикание Роджера Долтри. Формула проста: в плюющемся заикании был отражен голос поколения молодежи 60-х, недовольных запретами и излишним консерватизмом. Также в песне звучит соло, впервые за всю историю сыгранное на бас-гитаре. Потом-то только ленивый или очень плохой басист его ни разу в жизни не играл.

Все участники в The Who были по-своему уникальны, отчего каждый тянул одеяло на себя, поэтому My Generation сплетена из противоречий, и чтобы лучше оценить ее великолепие, стоит посмотреть одну из концертных записей коллектива, тем более, иногда группа так увлекалась, что играла удлиненный сет – около пятнадцати минут.

Sunshine Superman (1966)

Donovan

Шотландец Донован являлся кем-то вроде белой вороны, но в 60-е был очень востребованным. Донован не играл рок-н-ролл; он серьезно увлекался фолком. Европейский ответ Бобу Дилану – так заявляли журналисты, хотя, впрочем, эта ассоциация не прижилась. Донован, словно пришелец, случайно попал на Землю, освоился, попривык, но не стал подстраиваться под местные правила.

Sunshine Superman прославила Донована, особенно, в Америке. Песня считается классикой эпохи «британского вторжения», а также одним из первых образцов психоделической музыки. В композиции очень много сумбурных звуков. Жирное звучание бас-гитары в сочетании с контрабасом, клацанье клавесина, экстравагантный голос индийского народного инструмента – тамбуры, на которой играет сам Донован (то, что требовалось психоделической музыке, конечно), и техничное гитарное соло, исполненное, на минуточку, Джимми Пейджем, превратившимся в ходячую легенду еще до образования Led Zeppelin. Кстати говоря, на басу при записи играл его коллега – Джон Пол Джонс.

Stop Stop Stop (1966)

The Hollies

Манчестерская сцена, как известно, оформилась в 70-х годах, когда хлынул поток групп оттуда. Но представителями-пионерами этого мрачного города и одной из влиятельных групп «британского вторжения» были The Hollies, исполнявшие легкий поп-рок, отягченный гармоническими вокальными партиями. Первый хит, принесший группе успех в Америке, Bus Stop был чем-то похож на битловскую I Want to Hold Your Hand и так же прилипал как банный лист. Да и написан трек был не группой, а Грэмом Гоулдманом, который позже стал лидером и основателем 10сс.

Stop Stop Stop была сочинена участниками группы. Песня, надо сказать, пользовалась не меньшим успехом, просто оказалась более интеллектуальной. За основу Hollies взяли египетские традиционные мотивы, а в качестве главного инструмента выбрали банджо, что добавило восточного колорита и в сочетании с энергичным ритмом – определенную эстетику и красоту.

Sunshine of Your Love (1967)

Cream

Cream – тройка настоящих профессионалов, музыкантов-мультиинструменталистов, композиторов, которым хватило бы и двух грациозно сыгранных аккордов, чтобы пощеголять перед другими, хотя, разумеется, двух аккордов им было бы мало.

Гитарист-виртуоз Эрик Клэптон, джазовый барабанщик Джинджер Бейкер и бас-гитарист Джек Брюс любили блюз и на его основе постоянно экспериментировали, добиваясь различного звучания. В частности, они оказали огромное влияние на развитие блюз-рока, психоделической музыки и, конечно, тяжелого рока. Так, ставшая визитной карточкой группы Sunshine of Your Love была написана по всем канонам и традициям блюзовой эстетики, однако, на ее звучание и на появление как таковое сильно повлияло творчество Джими Хендрикса. Первым родился басовый рифф, к которому позже добавили тяжело звучащий и кричащий гитарный аккомпанемент – неповторимое сочетание. И, конечно, эта маленькая изюминка в песне – задумчивое гитарное соло Эрика Клэптона.

В общем-то, на Cream молились все хард-роковые группы 70-х – все они стали детьми увековеченной в истории троицы.

Автор: Валерия Акимова

Какие песни тех времен вам нравятся?

Читать также:

Где можно нас найти ещё: ВКонтакте, Facebook, Instagram, Телеграм и сайт