Найти тему
Дмитрий Гаун

Нисаргадатта: "ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, ЧЕМ ВЫ СЕБЯ СЧИТАЕТЕ"

Нисаргадатта Махарадж
Нисаргадатта Махарадж

Просветленный учитель адвайты. Когда ему задавали вопрос о дате его рождения, он невозмутимо отвечал, что никогда не был рожден.

Шри Нисаргадатта родился 17 апреля 1897 года. Этот день был также днём рождения Господа Ханумана (чтимое в индуизме обезьяноподобное божество), поэтому мальчик был назван «Марути», этим именем часто называют Ханумана.

Вплоть до среднего возраcта, жизнь Нисаргадатта Махараджа была ничем не примечательна в духовном плане. Его отец был бедным человеком, работавшим одно время в качестве домашнего слуги, а затем стал мелким фермером в маленькой деревушке.

Когда Марути исполнилось восемнадцать, его отец умер, оставив вдову, четырёх сыновей и двух дочерей. Не получивший никакого образования, он жил простой жизнью – помогал отцу по хозяйству и после его смерти некоторое время работал помощником мелкого клерка. Затем открыл лавочку, где продавал детскую одежду, табак и скрученные вручную сигареты. В этот период он женился, и у него родились сын и три дочери.

В 1933 году он был представлен другом своему будущему гуру, Шри Сиддхарамешвару Махарадже, и это стало поворотной точкой его жизни.

«Мой Гуру сказал мне уделять внимание только чувству „я есть“ и ничему другому. Я просто повиновался. Я не практиковал никакой специальный метод дыхания, или медитации, или изучения священных текстов. Что бы ни происходило, я отводил от этого своё внимание и оставался с чувством „я есть“. Это может показаться слишком простым, даже грубым. Единственная причина, по которой я делал это, — так мне говорил мой Гуру. И это сработало!».

Следуя указаниям своего гуру, Нисаргадатта концентрировался на чувстве «я есть» и использовал все своё свободное время для безмолвного осознания себя, пребывая в этом состоянии все ближайшие годы.

Марути стал следовать рекомендациям учителя, и уже спустя три года с ним произошло просветление. Об этом сам Нисаргадатта говорил так: «Наблюдая за собой, я оставил позади свою человеческую природу, ожидая момента, когда судьба будет исчерпана. Иногда появлялись эмоции и умственные реакции, но это изначально замечалось и блокировалось. Личность — это посредственность и привычки, и в конце концов эта личность исчезла в Единстве».

Вскоре он принял новое имя, «Нисаргадатта», означающее «естественно данное» («нис-арга» буквально означает «без частей», предполагая появление нефрагментированного, целостного Сознания).

В 1937 году он покинул Мумбаи и путешествовал по всей Индии. Вернулся к своей семье в Мумбаи в 1938 году, где и прожил всю оставшуюся жизнь, торгуя дешевыми сигаретами и давая наставления по Адвайта-Веданте.

Махарадж едва умел читать и писать. Никогда не читал даже Веды и не цитировал никаких священных писаний. Все то, о чем он говорил с приходящими к нему людьми, исходило из собственного опыта, из того пространства, которым он в действительности пребывал. Написанная с его слов книга "Я есть то" была переведена на английский язык в 1973 году и привлекла к нему много последователей с Запада.

После того как он ушёл из своего магазина в 1966 году, Шри Нисаргадатта Махарадж продолжал принимать и наставлять посетителей в своём доме, давая дискурсы два раза в день до самой своей смерти 8 сентября 1981, в возрасте 84 лет, от рака горла.

Нисаргадатта.
Нисаргадатта.

Нисаргадатта Махарадж – один из самых значительных Мастеров адвайты двадцатого века, вот несколько его цитат:

Прежде всего вы должны осознать, что вы являетесь доказательством всего, включая себя самого. Никто не может доказать ваше существование, потому что его существование вначале должно быть подтверждено вами. Вы никому не обязаны своим бытием и знанием. Помните, вы полностью сами по себе. Вы ниоткуда не пришли и никуда не уйдёте. Вы есть безвременное бытие и осознание.

* * *

Не цепляйтесь, вот и всё. Отбросьте свои пристрастия. Остановите свою рутинную жадность, привычку всегда ждать результатов, и свобода всей вселенной ваша. Будьте без усилий.

* * *

Ваша принадлежность – это вопрос ваших чувств и убеждений. Ведь на самом деле это просто вербальный и формальный уровень. В действительности нет ни гуру, ни учеников, ни теории, ни практики, ни неведения, ни реализации. Все это зависит от того, чем вы себя считаете. Познайте себя. Ничто не может заменить познание себя.

* * *

Не бойтесь свободы от желаний и страхов. Она позволит вам жить жизнью, настолько отличающейся от всего, что вы знаете, настолько более интенсивной и интересной, что, воистину, теряя всё, вы обретаете всё.

* * *

Ум должен понять, что за активным умом есть НЕИЗМЕННЫЙ ФОН ОСОЗНАНИЯ. Ум должен узнать истинное Я и уважать его, и прекратить закрывать его собой, как луна, закрывающая солнце во время солнечного затмения. Просто осознайте, что ничто из того, что можно наблюдать или переживать, не является вами и не связывает вас. Не обращайте внимания на то, что не является вами.

* * *

Когда вы поймете, что личность – просто тень реальности, а не сама реальность, ваши раздражение и беспокойство исчезнут. Если вы согласитесь быть ведомым изнутри, ваша жизнь станет захватывающим путешествием в неизвестное.

* * *

Вопрос: Как я могу определить, кто настоящий святой, а кто нет?
Махарадж: Никак, если вы не можете ясно читать сердца людей. Внешность обманчива. Чтобы видеть ясно, ваш ум должен быть чистым и непривязанным. Пока вы не познали себя, как вы можете знать других? А когда вы познали себя, вы и есть другие.
Оставьте других в покое на какое-то время и изучите себя. Вы так много не знаете о себе - что вы, кто вы, как случилось, что вы родились, чем и почему вы сейчас занимаетесь, куда направляетесь, каковы смысл и цель вашей жизни, вашей смерти, вашего будущего? Есть ли у вас прошлое, есть ли у вас будущее? Как случилось, что вы живёте в смятении и печали, хотя всё ваше существо стремится к счастью и покою? Это важные вопросы, ими надо заниматься в первую очередь. У вас нет ни нужды, ни времени, чтобы определять, кто является джняни(постигший истину), а кто нет.

* * *

Вопрос: Стремление к свободе ошибочно?
Махарадж: Ничего не происходит, никто не связан, а значит не стоит вопрос об освобождении. Лишь считая себя отдельным, можно думать о связанности и освобождении.
Любые накопленные вами идеи абсолютно бесполезны. Поймите, что весь проявленный мир лишь дитя бесплодной женщины, но поняв это, уделите всё своё внимание обязанностям и исполняйте их максимально эффективно. Добросовестно делайте своё дело в этом мире, потому что он сирота.

* * *

Посетитель: Меня преследует память о моих прекрасных переживаниях. Я хочу, чтобы они вернулись.
Махарадж: Они не могут вернуться, пока вы этого хотите. Желание чего то блокирует всё более глубокие переживания. Ничего ценного не может произойти с умом, который точно знает, чего хочет. Потому что ничто из того, что ум может представить и желать, не имеет ценности.
Посетитель: Чего тогда желать?
Махарадж: Желайте самого лучшего. Высшего счастья, величайшей свободы. Отсутствие желаний есть высшее блаженство.

* * *

Смотрите, вот кадило для ладана, оно - серебряное, и Вы имеете знание о его форме и цвете.
Но какова форма этого знания? Имеет ли само знание форму?

* * *

Махарадж: Вы есть Высшая Реальность за пределами мира и его творца, за пределами сознания его свидетеля, за пределами всех утверждений и отрицаний. Помните это, думайте об этом, действуйте в соответствии с этим. Отбросьте всё чувство отделённости, видьте себя во всём и действуйте соответственно. С действием придёт блаженство, а с блаженством - убеждение. В конце концов, вы сомневаетесь в себе, потому что несчастны. Счастье - естественное, спонтанное и длительное - нельзя вообразить. Оно или есть, или его нет. Когда вы начнёте испытывать покой, любовь и счастье, которые не нуждаются во внешних причинах, все ваши сомнения рассеются. Просто направьте внимание на то, что я вам говорю, и живите этим.
Вопрос: Вы просите меня жить памятью?
Махарадж: Вы в любом случае живёте памятью. Я просто прошу вас заменить старые воспоминания воспоминанием о том, что я вам говорю. Живите новыми воспоминаниями так же, как вы жили старыми. Не бойтесь. В течение какого-то времени обязательно будет конфликт между старым и новым, но если вы решительно встанете на сторону нового, борьба скоро окончится, и вы реализуете лишённое усилий состояние пребывания собой, вас больше не будут обманывать желания и страхи, порождённые иллюзией.

* * *

Окончательное состояние то, в котором ничего не существует: ни я, ни вы, ни проявленный мир.

* * *

Мудрость знает, что я ничто;
Любовь знает, что я все;
Между ними течет моя жизнь.

Нисаргадатта Махарадж.

Если Вам нравятся публикации о - сознании, философии, эффективной саморегуляции, природе реальности, психологии, и т.п. - подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями и - ЖИВИТЕ СЧАСТЛИВО!

Статья - О МЕДИТАЦИИ, + простые методы.

Статья - Рамана Махарши: "Именно ум препятствует вашему видению своей истинной природы".