Что за странная компания изображена на картине Макса Эрнста

576 прочитали

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В Кёльнском музее Людвига, среди прочих интересных экспонатов, есть занятная картина немецкого художника-экспрессиониста Макса Эрнста под названием "Встреча с друзьями". Казалось бы, что тут странного, ведь групповые портреты - традиция в искусстве давняя, а запечатлеть всех друзей разом на одном полотне вполне себе нормальная цель. Так сказать, на память, на века.

Однако, присмотревшись к картине, видишь, что под друзьями Эрнст имел в виду не только личных приятелей, с которыми он общался в жизни.

Маркс Эрнст "Встреча с друзьями", 1922
Маркс Эрнст "Встреча с друзьями", 1922

Кстати, весьма удобно, что сам художник пронумеровал всех изображенных и представил список, кто есть кто. Список разделен на две части и располагается у правого и левого углов картины. За это надо, несомненно, сказать "спасибо" Максу Эрнсту, поскольку он с немецкой педантичностью всех четко определил, чтобы зрители не стояли перед картиной в недоумении.

Мы видим компанию мужчин и одну женщину, непринужденно сидящих и стоящих на фоне какого-то удивительного пейзажа, воистину космического.

Макс Эрнст "Автопортрет"
Макс Эрнст "Автопортрет"

Начнем рассматривать персонажей, начиная с фигуры самого автора. Его легко заметить, так как художник изобразил себя на переднем плане в зеленом костюме, сидящим на коленях... Федора Михайловича Достоевского! Эрнст был изящным молодым человеком приятной наружности, в чем можно убедиться, посмотрев на его автопортрет. Он прожил долгую жизнь и был прославлен как одна из наиболее значимых персон европейского авангарда. Жизнь, в целом, удалась.

То, что на встрече друзей он так близок к Достоевскому, говорит, конечно, о литературных и культурных предпочтениях Макса Эрнста.

Рафаэль Санти "Автопортрет"
Рафаэль Санти "Автопортрет"

Среди тех, кого Эрнст назвал своим другом, но не мог общаться лично, есть еще один великий человек - Рафаэль Санти, гений Эпохи Возрождения. Он показан между художником Максом Моризом, стоящим над Достоевским, и поэтом Полем Элюаром.

Теперь обратимся к человеку, который сидит, отвернувшись от всех, за столом, на котором находятся какие-то маленькие фигурки. Лучше виден его затылок, нежели лицо. Это Рене Кревель, художник и крайне нервный, ранимый человек, который сам порешил счеты с жизнью в 35 лет. За 12 лет до того Бретон изгнал его из сообщества сюрреалистов, узнав, что Кревель - гей. Да... терпимостью в этом движении и не пахло. Но Эрнст все равно считал его своим другом.

Как выглядел Кревель, можно увидеть на впечатляющем портрете кисти П. Челищева.

Павел Челищев "Портрет Рене Кревеля"
Павел Челищев "Портрет Рене Кревеля"

Остальные друзья Эрнста, в основном - художники и поэты, все как один авангардисты, сюрреалисты, дадаисты и проч. Хочу обратить внимание на двоих из них - Луи Арагона и единственную даму в этой компании. Арагон стоит на заднем плане в светлом костюме, вокруг бедер у него зеленый лавровый венок. Он был весьма известен в СССР благодаря тому, что был коммунистом, и, кроме того, имел тесную связь с Россией через свою жену Эльзу Триоле, родную сестру известной Лили Брик.

Что касается единственной женщины на картине, то это Елена Дьяконова, на момент написания картины жена Поля Элюара и любовница Макса Эрнста. Позднее она бросит своего супруга ради молодого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и останется в истории искусства как его жена и муза Гала Дали.

Почитайте еще на моем канале:

Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями

Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью

В блоге мужа:

Золотая шляпа - пожалуй, самый таинственный экспонат берлинского Нового музея