Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В Кёльнском музее Людвига, среди прочих интересных экспонатов, есть занятная картина немецкого художника-экспрессиониста Макса Эрнста под названием "Встреча с друзьями". Казалось бы, что тут странного, ведь групповые портреты - традиция в искусстве давняя, а запечатлеть всех друзей разом на одном полотне вполне себе нормальная цель. Так сказать, на память, на века.
Однако, присмотревшись к картине, видишь, что под друзьями Эрнст имел в виду не только личных приятелей, с которыми он общался в жизни.
Кстати, весьма удобно, что сам художник пронумеровал всех изображенных и представил список, кто есть кто. Список разделен на две части и располагается у правого и левого углов картины. За это надо, несомненно, сказать "спасибо" Максу Эрнсту, поскольку он с немецкой педантичностью всех четко определил, чтобы зрители не стояли перед картиной в недоумении.
Мы видим компанию мужчин и одну женщину, непринужденно сидящих и стоящих на фоне какого-то удивительного пейзажа, воистину космического.
Начнем рассматривать персонажей, начиная с фигуры самого автора. Его легко заметить, так как художник изобразил себя на переднем плане в зеленом костюме, сидящим на коленях... Федора Михайловича Достоевского! Эрнст был изящным молодым человеком приятной наружности, в чем можно убедиться, посмотрев на его автопортрет. Он прожил долгую жизнь и был прославлен как одна из наиболее значимых персон европейского авангарда. Жизнь, в целом, удалась.
То, что на встрече друзей он так близок к Достоевскому, говорит, конечно, о литературных и культурных предпочтениях Макса Эрнста.
Среди тех, кого Эрнст назвал своим другом, но не мог общаться лично, есть еще один великий человек - Рафаэль Санти, гений Эпохи Возрождения. Он показан между художником Максом Моризом, стоящим над Достоевским, и поэтом Полем Элюаром.
Теперь обратимся к человеку, который сидит, отвернувшись от всех, за столом, на котором находятся какие-то маленькие фигурки. Лучше виден его затылок, нежели лицо. Это Рене Кревель, художник и крайне нервный, ранимый человек, который сам порешил счеты с жизнью в 35 лет. За 12 лет до того Бретон изгнал его из сообщества сюрреалистов, узнав, что Кревель - гей. Да... терпимостью в этом движении и не пахло. Но Эрнст все равно считал его своим другом.
Как выглядел Кревель, можно увидеть на впечатляющем портрете кисти П. Челищева.
Остальные друзья Эрнста, в основном - художники и поэты, все как один авангардисты, сюрреалисты, дадаисты и проч. Хочу обратить внимание на двоих из них - Луи Арагона и единственную даму в этой компании. Арагон стоит на заднем плане в светлом костюме, вокруг бедер у него зеленый лавровый венок. Он был весьма известен в СССР благодаря тому, что был коммунистом, и, кроме того, имел тесную связь с Россией через свою жену Эльзу Триоле, родную сестру известной Лили Брик.
Что касается единственной женщины на картине, то это Елена Дьяконова, на момент написания картины жена Поля Элюара и любовница Макса Эрнста. Позднее она бросит своего супруга ради молодого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и останется в истории искусства как его жена и муза Гала Дали.
Почитайте еще на моем канале:
Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
В блоге мужа:
Золотая шляпа - пожалуй, самый таинственный экспонат берлинского Нового музея