2 подписчика

Почему мультфильмы про Барби круты

112 прочитали

Когда речь идёт о Барби — не важно о чём, серии ли кукол, мультфильмах, видеоиграх, одежде или чём-то ещё — то почему-то каждый громкий участник дискуссии уверен, что сейчас темами для обсуждения будут исключительно ярко-розовые наряды, макияж и "Кены", словно знание продуктов компании Mattel является таким же базовым как то, что трава — зелёная. Откуда-то каждый знает, что Барби стоит внимания только совсем маленьких девочек, но при этом никто не смотрел мультфильмы про неё, никто не играл с куклами (у которых, разумеется, есть только бальные платья и бижутерия в качестве доп. аксессуаров), да и вообще "Барби" это про тех женщин, которые тратят тысячи долларов на всякие пластики, чтобы потом нарочно вызывать эффект "зловещей долины" у окружающих. Мне кажется, что-то здесь не так.

Одна из "живых Барби", Валерия Лукьянова
Одна из "живых Барби", Валерия Лукьянова

Я не берусь защищать каждое действие компании Mattel, поскольку её сотрудницей не являюсь, а именно куклами интересуюсь слабо (Периодически встречаю в ленте новости про новые прототипы, но не более), но зато я определённо люблю мультфильмы про блондинку, покорившую весь мир, и хочу заявить, что они заслуживают больше внимания, чем принято им уделять.

Что, как, почему

За 20 лет мир увидел 38 полнометражных мультфильмов про Барби, а это немало, далеко не каждая анимационная студия может похвастать такой продуктивностью. И нет, это не означает, что где-то половина — несмотрибельный мусор. Ни один из мультфильмов о Барби не запоносили, обозвав главным провалом года, в лучшем случае неудачные мультфильмы просто игнорировались.

В этой статье я бы хотела затронуть мультфильмы первой декады (19 +/- шт.), поскольку именно они считаются "титанами" серии Барби, теми самыми, на которых выросли сегодняшние взрослые и которые пробуждают ностальгию в сердцах многих.

Мультфильмы серии Барби до 2010-ого года включительно (не все)
Мультфильмы серии Барби до 2010-ого года включительно (не все)

Есть такой термин как "Тест Бекдел", его предназначение — выявить наличие гендерной предвзятости в кино. Требований в нём всего лишь три:

  1. В фильме есть хотя бы две женщины,
  2. которые говорят друг с другом,
  3. о чём-либо, кроме мужчин.

Специально для Барби я бы хотела расширить данный список:

4. У этих женщин есть конкретная мечта/цель, не связанная с поиском партнёра;

5. Эти женщины совершают поступки, важные для сюжета (не запускающие его, героиня не является причиной беды);

6. Одежде, макияжу, переодеваниям и в целом красоте внимание уделяется минимально (может быть обосновано происходящими событиями) или отсутствует вообще;

Подобным критериям часто едва ли могут соответствовать "серьёзные" взрослые фильмы, а вот детские мультики про Барби почему-то могут.

Таки поговорим о мультиках

Сюжет

Не поверите, но в каждом мультфильме о Барби есть цельный, логичный сюжет с завязкой, кульминацией, развязкой и персонажами, которые в нём участвуют. На протяжении полутора часа девочки смотрят не на то, как красотка-блондинка устраивает модный показ или пытается завоевать внимание парня, а на настоящие истории, которые апеллируют к ним через понятные ситуации и вкладывают в юные головы посыл и мораль.

Часть серии представляет собой адаптацию знакомых литературных произведений (Рапунцель, Принцесса и Нищенка, Двенадцать танцующих принцесс, Рождественская история, Три мушкетёра) или балетов (Щелкунчик, Лебединое озеро), другие представляют собой оригинальные сюжеты, по-своему обыгрывающие знакомые тропы (Герой отправляется в далёкое путешествие за неким артефактом, чтобы спасти свой дом от беды).

Что по героиням

Есть тут важное слово — героиня. Барби это не мебель, ждущая своего часа, она именно что героиня, в самом феминистском понимании сего слова. Мультфильмы Барби больше всего поощряют такие качества как храбрость, умение идти своим путём, креативность, остроумие, любопытство, а так же дружбу. Заметьте, никаких зашоренной скромности, доброты ко всем подряд, красоты вопреки любым жертвам, ничего типично "девчачьего", напротив, как раз "мужские" характеристики сопровождают героинь и одобряются. Почему? Да потому что характер не делится на "женский" и "мужской", чёрт побери.

Как правило, оружие героинь - магия, но и настоящие шпаги они взять могут
Как правило, оружие героинь - магия, но и настоящие шпаги они взять могут

А как же мальчики?

Кстати говоря о мужчинах. Как и в случае с героинями, мультфильмы Барби порицают стремление к насилию, злобу, обман и всяческие нездоровые отношения. Пары типа "от любви до ненависти" никогда не используются, самый больший максимум — лёгкие подколки, которые больше походят на отношения друзей. Никаких фраз "Ты невыносим(а)!" и тому подобного, страстных романов с перчинкой здесь не терпят.

Более того, мультфильмы Барби то и дело показывают образы, которые на самом деле нравятся девочкам, и это далеко не накаченные плохие мальчики с хитрой улыбкой. То и дело в мультиках мелькают образы парней-интеллектуалов, чей интерес направлен на науку (королевский учитель, музыкант, путешественник, изобретатель), за оружие герои берутся только для защиты от угрозы.

Заметьте, что за ручку шпаги держится именно девушка
Заметьте, что за ручку шпаги держится именно девушка

Злодеи и зверушки-помощники

Было бы нечестно совсем не упомянуть такие важные элементы, но надолго останавливаться не буду.

Опуская сиквелы и мультфильмы без злодея как такового, насчитываем 9 злодеек и 6 злодеев разного качества и разного уровня харизматичности. Есть совсем малоинтересные (Королева Ариана из "Принцессы острова") а есть те, которых точно помнят фанатки серии (Королевский советник Преминджер из "Принцессы и Нищенки"). Антагонисты хорошо выполняют свою функцию — быть преградой героям, они представляют угрозу, у них есть сила, с которой нельзя не считаться.

Преминджер. Засранец тот ещё, но харизматичный, зараза
Преминджер. Засранец тот ещё, но харизматичный, зараза

Говоря о животных, стоит похвалить упорное стремление создателей наделить и их какой-никакой важной ролью для сюжета. Условные питомцы главных героинь это не просто будущие игрушки, это такие же персонажи, без которых сюжет немного да теряет. Без драконихи Пенелопы Рапунцель бы не смогла выбраться из башни, без пегаски Бритты Анника бы стала жертвой превращения в камень, без помощи кошек Принцесса и Нищенка бы погибли (одна от голода в шахте, другая —в темнице или на виселице), их нельзя просто выкинуть и забыть. Да, не все животные такие, однако.

Да, это единорог-девочка с короткой гривой, и на рогу своём она вертела чужое мнение
Да, это единорог-девочка с короткой гривой, и на рогу своём она вертела чужое мнение

Женственность

Женская дружба играет огромную роль (Принцесса и Нищенка, Хрустальный замок, Подружки в Голливуде, Три мушкетёра), она никогда не высмеивается и не перетекает в предательство по дурацкому поводу, нет того самого "клубка змей", который так любят упоминать приверженцы несуществования дружбы между женщинами (В этом самом клубке, кстати, присутствует только одна самка, все остальные — самцы). В каком ещё мультфильме девочкам покажут реальную, настоящую подружбу, и скажут, что ей надо гордиться?

Лучшие подруги сегодня, завтра и всегда
Лучшие подруги сегодня, завтра и всегда

Кстати, Барби умудряется даже СОПЕРНИЦ показать в положительном свете. В "Принцессе острова" есть официальная невеста любовного интереса героини, и где-нибудь ещё её бы показали злобной, противной, мелочной или как-нибудь иначе отталкивающей героиней, тем более, раз её мать — главная злодейка, но только не здесь. Принцесса Люсиана — спокойная, добрая девушка, которая хочет найти ту самую любовь, о которой читала в книгах. Когда они с принцем пытаются поговорить, но понимают, что имеют совершенно противоположные интересы (его тянет к приключениям, путешествиям, она же домоседка и предпочитает уют полевым палаткам), принцесса расстраивается и принимает тяжёлое бремя только из-за властной матери. Когда же карты раскрываются, Люсиана с облегчением отпускает жениха к другой, искренне желая им счастья.

Феминистские мультики существовали рядом всё это время? -8

Ну и про наряды, давайте уж и о них поговорим. Открою вам великий секрет, но Барби переодевается всего один-два раза за фильм, и практически всегда это происходит на балу/важном мероприятии, куда в повседневке не ходят ни женщины, ни мужчины. Это дресс-код, ему подчиняются все, и абсолютно нормально это демонстрировать. Ещё есть парочка случаев, когда героиня меняет наряд с помощью магии, но здесь несложно увидеть метафорическое изменение внутреннего мира девушки, которое проще всего показать визуально, как трансформации у фей Винкс или Чародеек.

Не лги, что не помнишь эту сцену, ты же тоже хотела себе такую волшебную кисточку как у Рапунцель
Не лги, что не помнишь эту сцену, ты же тоже хотела себе такую волшебную кисточку как у Рапунцель

Итог

"Барби" не про моду и инфантилизм. "Барби" про женскую силу, подружбу, свободу духа. Я не знаю других мультфильмов, которые могли бы в такой мягкой и приятной форме показать девочкам, как много они значат, "Барби" не должна восприниматься как что-то постыдное или недостойное, потому что там нет черепашек ниндзя или супергероев, она прекрасна такой, какая есть.

Несколько слоганов мультфильмов напоследок:

Barbie of Swan Lake (2003)
"Ты храбрее, чем ты думаешь".

Barbie: Fairytopia (2005)
"То, что отличает тебя, делает тебя особенным".

Barbie: Mariposa (2008)
"Самое прекрасное, кем ты можешь быть - это собой".

Barbie and The Diamond Castle (2008)
"Дружба является истинным сокровищем".

Barbie and The Three Musketeers (2009)
"Истинное мужество в достижении своей мечты, даже когда все остальные говорят, что это невозможно".