3 подписчика

Кратко - вехи творчества И.Бунина

В России родилось много выдающихся писателей. Классиков литературы, людей, оставивших в сердцах читателей вечные мысли, вечные образы.

В России родилось много выдающихся писателей. Классиков литературы, людей, оставивших в сердцах читателей вечные мысли, вечные образы. Мы сейчас читаем то что писано сто с лишним лет назад и видим что оно актуально как никогда. Оттого и именуем мы их классиками. Театр постоянно возвращается к этим писателям. Причем совсем не обязательно драматургам (достаточно вспомнить обилие постановок по Достоевскому). Одному из них суждено было стать «последним классиком русской литературы». Название очень справедливое и уже неотделимое от истории. Речь идет, конечно, об Иване Алексеевиче Бунине

То, что творчество Бунина, наряду с Чеховым, Куприным, Андреевым несет в себе последний заряд «старой» русской литературы сегодня уже очевидно. Ведь на смену последним власть в стране взяли новые писатели, с совсем иным мышлением. А те, что имели старое, вынуждены были пытаться подстроиться под новый лад. Уникальность же Бунина в том, что он, покинув Россию в 1920 году, писал параллельно им. Не доступный читателям в СССР, он долгое время был писателем эмигрантов, той самой прослойки, которую называют, «лучшим генофондом страны». Это преувеличение, но все же Россию в те времена покинули действительно мыслящие, трезвые, любящие родину люди. У многих просто не было выхода.

Конечно, Бунин покинул Россию уже состоявшимся писателем. Но, по иронии судьбы, именно его изгнание дало толчок тому огромному пласту воспоминаний, ощущений, живших внутри писателя.

Этих воспоминаний ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Творчески перерабатывая их, Бунин рождал ту неповторимую атмосферу своих сочинений: тоска по чему то ушедшему, прекрасному, воспоминание о котором будоражит душу, возможно сильнее, чем само то событие, прошедшее когда то. Пример из жизни писателя: когда писатель узнал о смерти своей первой возлюбленной Варвары Пащенко от туберкулеза в 1918 году, у него не возникло никаких чувств, хотя то, как много она значила для него в свое время, видно уже по «Жизни Арсеньева». Так что же сильнее, чувство или искусство творца, берущее чувство за основу.

Антоновские яблоки (1900-1915)

Бунин был поэтом, он начинал как поэт, поэтому умел передать это в строчки. Чувство, запечатленное в словах. Атмосфера. У писателя никогда не было лихо закрученных сюжетных ходов. Сюжет «Антоновских яблок» можно описать двумя предложениями. Но уже там присутствует эта самая атмосфера. В этом писателя упрекали, как певца обветшалой старины.

Становление Бунина, как писателя не было безоблачным. Он входил в литературу без триумфа. Не имел никаких агентов, сам настойчиво вливался в литературную жизнь страны. Бунин казался человеком общительным и настойчивым. Отсылал свои произведения всем знакомым литераторам, просил отзывов и рецензии. Как позже признавался писатель, этим он хотел скрыть свое внутреннее одиночество. Его первые опыты: это поэзия, но рано начав писать стихи, определенного признания он добился лишь с выпуском сборника «Листопад», который впрочем, также плохо покупался. Несмотря на это, во многом благодаря своей настойчивости, Бунин дважды получал Пушкинскую литературную премию. Критики, впрочем, продолжали достаточно холодно отзываться о его поэзии. Бунина сравнивали с Тютчевым, причем не в пользу первого.

В эти годы становления писателя родились прозаические произведения, «Деревня», «Антоновские яблоки», «Суходол». Писатель острым взглядом смотрит внутрь человека. Рано начав самостоятельную жизнь, он много видит. Он черпает из окружающих людей эмоции, поступки, характеры. Его интересует добро и зло. Он пишет о деревне, родовых поместьях, о связи человека с местом и влиянии места на него. Суходол представлен зловеще, но при этом не без чувства ностальгии пишет автор о старых могилах. Ведь без прошлого нет и будущего. Чуткое отношение к прошлому, обостренное восприятие былого волнует писателя с молодости. Пройдут года, и в СССР начнут читать робко изданные первые произведения и увидят красоту «старых» деревень, сложный, но жизненный и настоящий уклад их жителей…

Мировая война ввергла писателя в творческий кризис. Он мало пишет, и еще не догадывается, что скоро произойдет переворот всего то уклада, который он так живо рисовал.

Окаянные дни (1917-1920)

Дневники Бунина являются лакмусовой бумажкой отношения большинства эмигрантов к революции. Будучи человеком чувствительным, но резким, он не стесняется в выражениях по отношению к тому, что происходит в это время в стране. И название он дает соответствующее: «Окаянные дни».

Эти дневники поставили крест на издание произведений Бунина в СССР. Ведь для того, чтобы быть запрещенным в послереволюционном государстве, достаточно было и просто быть эмигрантов. После характеристик данных власти (и деятелям искусства, в которых писатель видит пособников случившегося), путь назад ему был заказан.

Конечно, писатель цеплялся за родину, он не хотел уезжать. И трагедия его в том, что он вынужден был всю оставшуюся жизнь воспевать родину на расстоянии.

В 1920 на пароходе из Одессы Бунин навсегда покинул пределы России.

Вилла «Жаннет» (1920е)

Он селится во французском Грасе, на вилле. Бунин за границей быстро становится флагманом русской эмигрантской литературы, чему служит заслуженный багаж произведений, личность писателя, его обширные связи с русскими литераторами за рубежом.

В это время он пишет самый свой крупный труд – роман «Жизнь Арсеньева». Его часто именуют автобиографией, но это не так. И сам писатель настаивал на том, что книга – биография вымышленного персонажа, хотя обилие событий из жизни самого автора делает этот раздел совсем сквозным.

Жизнь Арсеньева – это становление человека, творца, художника. Страдающего и остро чувствующего. Живущего в условиях уже несуществующего к тому моменту уклада. В этой книге: обхождение, нравы, общество, утонченность русского образованного человека. По сравнению с ударными соцреалистическими опусами на родине автора книга могла сойти за фантастику или музейный экспонат.

Роман стал основным доводом в пользу присуждения Бунину Нобелевской премии по литературе в 1933 году. Мировое признание пришло. Истинно по-русски распорядился писатель премией. Из 700000 франков, присужденных ему, 100000 он роздал нуждающимся, зачастую проходимцам. Остальные деньги тоже достаточно быстро ушли. Но впереди у писателя был еще один крупный этап.

Темные Аллеи (1947)

Этот сборник был плодом творческого развития писателя за последующие годы. В этих рассказах вступает тема, до той поры еще так не сияющая в его творчестве: тема любви между мужчиной и женщиной, и вообще личность женщины, ее физическое и духовное.

Будучи мастером передачи атмосферы, он распространяет ее на отношения, плотские и духовные, что у писателя составляет единое целое, а также создает доселе невиданный присущий исключительно автору эротизм. Мужчина здесь лишь оттеняет загадку, всегда окружающую женщину.

Бунин и театр.

С конца ХХ века и сегодня наблюдается всплеск интереса к творчеству Бунина в театре и кино. Обостренность ситуаций, тихий, но напряженный накал страстей между мужчиной и женщиной привлекают режиссеров театров по всей России. Может быть, театр устал от «чернушного» плотского чувства на сцене и соскучился по интеллигентному, тонкому чувству в творчестве Бунина. Может быть, их цепляет гражданский, социальный посыл, вопросы перед будущим страны, не имеющей четких ориентиров сегодня. Это отражается в кино. Так или иначе, Бунин востребован сегодня в России.

Возможность вернуться на родину появилась у Бунина в конце жизни. Но он уже не хотел. Почему? Старость – так объяснял это он сам. Но я думаю, что он просто боялся вернуться в страну, изменившуюся донельзя. Однажды сына председателя правительства юга России, Игоря Кривошеина, также уехавшего после гражданской войны, спросили, когда он вернулся на родину в 46 году: «что осталось от старой России». Его ответ был: «Только снег»